Родился 12 июня 1947 г. в Днепропетровске.
Народный артист РФ (2007).
По первому образованию — музыкант. В 1970 г. окончил Казанскую государственную консерваторию по классу скрипки, после чего учился на факультете музыкальной режиссуры Ленинградской государственной консерватории (1973-76 гг.). В 26 лет получил степень кандидата искусствоведения. Преподавал историю исполнительского искусства в Казахской и Ленинградской консерваториях, работал редактором в Ленинградском Академическом Малом оперном театре.
Автор «Очерков по истории русской музыкально-критической мысли. 1825-1960 гг.» и нескольких оперных либретто.
В 1979 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (мастерская Эмиля Лотяну). Работал ассистентом у Андрея Тарковского на фильме «Сталкер». С 1980 г. — режиссер постановщик к/с «Ленфильм».
В 1991-1996 гг. возглавлял Христианскую киноассоциацию Санкт-Петербурга, действительный член Российской Академии Кинематографических Искусств «Ника», Заслуженный деятель искусств России (1997).
Свой первый фильм — к/м «Слезы в ветреную погоду» снял в 1978 г. Дипломная работа режиссера , к/м «Соло»(1980), многими была признана лучшим фильмом о блокаде, главного героя играл один из любимых актеров Тарковского Николай Гринько. Фильм «Соло» побывал на многих кинофестивалях и был удостоен Гран-при МКФ документальных и короткометражных фильмов в Бильбао (Испания).
Ученик Андрея Тарковского, последовательно проводящий в своем творчестве духовные и эстетические принципы мастера, Константин Лопушанский — один из немногих российских режиссеров , в отношение которых применимо понятие «авторский кинематограф». Называя себя «убежденным и непереубежденным приверженцем тотального авторства», Лопушанский не приемлет компромисс в любом его виде и, прежде всего, по отношению к себе. Он ставит перед собой сложнейшие художественные задачи, каждый его фильм — свидетельство интеллектуального труда и глубоких личностных переживаний. Эстетические ориентиры режиссера — Ингмар Бергман, Робер Брессон, Кэндзи Мидзогути. Место духовного и художественного поиска — Россия. «Органичная черта русской культуры — космизм, стремление в одном произведении дать образ Вселенной, метафору Истории, — пишет критик Михаил Трофименков в журнале «Сеанс». — Без этого качества наша культура утратит ту яркость, истовость, которую ищут в ней затосковавшие обитатели «цивилизованного мира». Константин Лопушанский — режиссер , который взвалил на себя эту «предельную» функцию. Она идет ему, она — к лицу».
Уже первый полнометражный фильм Константина Лопушанского «Письма мертвого человека» (1986) стал событием всесоюзного и даже мирового масштаба. Мрачная, сложная по стилистике антиутопия о последствиях ядерной войны имела кассовые показатели в 9,1 млн., — поразительный результат для фильма-притчи-пророчества, предназначенного не для развлечения, а для тяжелого размышления. Но картина была созвучна времени и настроению людей, — «Письма» вышли через год после трагедии в Чернобыле и на исходе «холодной войны». Этот фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986-1987 гг., собрал множество престижных наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. В 1987 г. сорокалетие Константина Лопушанского совпало с присуждением ему Гос. Премии РСФСР им. братьев Васильевых. Получил Гос. Премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.
В разгар перестройки, когда отечественный кинематограф увлеченно живописал злободневные сюжеты, Лопушанский пытался понять природу зла метафизического и снял свой второй полнометражный фильм «Посетитель музея» (1989, копродукция с ФРГ и Швейцарией) — религиозную притчу о поиске истины и смысла, о жертвенности и фанатизме, о вечном противостоянии добра и зла. В этом фильме режиссер выступил не только как вдумчивый и честный автор, идущий «до конца», но и как профессионал, способный справиться со сложной постановочной и морально-этической задачей (в эпизодах с массовкой снималось более тысячи реальных сумасшедших людей). Фильм удостоился высокой оценки критики, жил насыщенной фестивальной жизнью, получил множество призов, среди которых Гран-при и Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз «Серебряный Георгий» и Приз экуменического жюри МКФ в Москве.
«Русская симфония» (1995) — третья картина Константина Лопушанского , которая обозначила новый этап в творчестве режиссера . Сохранив неизменный лейтмотив Апокалипсиса, «свидетель обвинения» русской интеллигенции « Константин Лопушанский впервые «впустил» в свое кино жизнь, хаотичную и раскаленную, порой неизмеримо более фантастическую, чем любые режиссерские построения...» («Новейшая история отечественного кино»). Критика обнаружила «в склонном к мессианству режиссере » сомневающегося, рефлектирующего художника, «способного к неожиданной эволюции». Мировая премьера состоялась на МКФ в Монреале в сентябре 1994г. Но международных наград было уже меньше, фактически только Приз экуменического жюри на берлинском МКФ.
К следующему проекту «Конец века» режиссер шел несколько лет. Сценарий, написанный в 1996 г., в период общероссийского малокартинья, был отвергнут Госкино, где его сочли слишком дорогим. В то же время интерес к Лопушанскому на Западе по-прежнему не остывал. В то время как отечественные телекомпании довольно прохладно относились к фильмам Лопушанского , французы, принимавшие финансовое участие в «Русской симфонии», показали картину в прайм-тайм по каналу ARTE, его ретроспективы проходили по всей Европе в кинотеатрах и на ТВ.
Тем не менее, в 2002 г. «Конец века» был снят. В этом «нетипичном», практически камерном, самом неожиданном своем фильме, построенном как история взаимоотношений матери и дочери, режиссер размышляет о вещах жестоких и неизбежных: любви, революции, истории, человеческой памяти. В отличие от предыдущих картин-метафор, «Конец века» — реальная история, где, по словам режиссера , при всем количестве аллюзий «читать надо только то, что происходит на экране». Интересно, что в фильме снимались сразу два театральных режиссера – Роман Виктюк и Светлана Свирко. Премьера «Конца века» прошла в Америке, в 2001 г. на фестивале «Теллурайд-фильм», которым руководит продюсер Фрэнсиса Форда Копполы Том Ладди. В России картина получила несколько фестивальных наград и вошла в число фильмов, рассматривавшихся Комиссией Национальной академии кинематографических искусств и наук по выдвижению на премию «Оскар».
В мае 2004 г. в кинотеатре «Родина» (Санкт-Петербург) прошла первая российская ретроспектива Константина Лопушанского.
В мае 2006 режиссер завершил работу над фильмом «Гадкие лебеди» по повести братьев Стругацких (пр-во «Proline-film»).
участие в фильмах
2011 Ролан Быков: Я вас, дураков, не брошу! (документальный)
2010 Культурный слой (документальный
2009 Документальная камера (документальный)
Режиссер
2019 Сквозь чёрное стекло
2013 Роль
2006 Гадкие лебеди | Ugly swans
2001 Конец века
1994 Русская симфония
1989 Посетитель музея
1986 Письма мёртвого человека
1980 Соло (короткометражный)
1978 Слезы в ветреную погоду (короткометражный)
Сценарист
2019 Сквозь чёрное стекло
2019 Пальмира (Россия, Сирия)
2013 Роль
2006 Гадкие лебеди | Ugly swans
2001 Конец века
1994 Русская симфония
1989 Посетитель музея
1987 Голый (короткометражный)
1986 Письма мёртвого человека
1980 Соло (короткометражный)
Продюсер
2001 Конец века