Nonna Mordyukova
Ноябрина Викторовна Мордюкова
Родилась 25 ноября 1925 года в селе Константиновка, Артёмовский округ, Украинская ССР (ныне - Донецкая область, Украина).
Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка СССР (13.03.1974).
Отец – Мордюков Виктор Константинович. Мать – Мордюкова (урожденная Зайковская) Ирина Петровна.
Детские годы Нонны прошли на Кубани – в селе, где её мать работала председателем колхоза. Ещё с детских лет она мечтала сниматься в кино, но война помешала сбыться её планам. В оккупации в Краснодарском крае, на хуторе Труболет (Новоурупский) Отрадненского района ей приходилось скрываться от гитлеровцев, чтобы избежать отправки на принудительные работы в Германию. В 1943 году её семья переехала в Отрадную, а в 1944 году уехала с матерью в Ейск.
В 1945 году Нонна Мордюкова поступила на актёрский факультет ВГИКа в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Наставники видели в ней героиню греческих трагедий и типажи масштаба Анны Карениной, хотя сама Мордюкова увереннее чувствовала себя на сцене в телогрейке и сапогах. Уже в студенческие годы за актрисой стало закрепляться амплуа «простой русской женщины».
Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей официальное признание и всенародную любовь, Нонна Мордюкова сыграла, ещё учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948, Мордюкова – героиня краснодонского подполья Ульяна Громова). В этой роли, сложно сочетавшей высокую романтику с достоверностью факта и биографии, чернокосая красавица-казачка была ещё несколько скованной, что тем не менее не мешало ей с волнующей эмоциональностью сыграть в трагедийных сценах фильма.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой).
В 1950-1991 годах — актриса Театра-студии киноактёра. Приглашать в кино её не спешили: режиссёры продолжали видеть в молодой актрисе Улю Громову. Фильмов в ту пору снималось не так много, и о большой роли приходилось только мечтать. Так что заметным событием стала исполненная Мордюковой эпизодическая роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952). Молодая актриса была настолько правдива и убедительна в этом образе, что Всеволод Пудовкин хотел отдать ей главную роль. Замена тогда не состоялась, но кинематограф открыл наконец актрису Мордюкову – режиссёры стали доверять ей главные роли.
Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссёр Михаил Швейцер), где она с большой достоверностью народной интонации и деревенской повадки сыграла Стешу Ряшкину. Героиня проходила путем долгого и мучительного перерождения, порывая ради любви к мужу связи со своей тёмной семьёй стяжателей. Тяжесть и боль этого пути молодая актриса показала с потрясающей силой. Фильм, ставший во второй половине 1950-х годов этапным, стал таковым и в судьбе Нонны Викторовны.
В ряде ролей, в том числе и эпизодических, но запоминающихся, ярких, ёмких, стала определяться и актёрская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с трудной судьбой. Своими работами она вдохновила драматурга Будимира Метальникова, написавшего специально для неё «Простую историю» (режиссёр Юрий Егоров). Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи нежданно легло бремя председательства в отстающем колхозе. Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадёжной любви и – преображение души, обретение достоинства.
В работе над ролью Мордюкова опиралась на впечатления детства, особенно же на опыт и биографию собственной матери. Тогда уже стало очевидным, что кинематограф обрёл подлинно народную актрису – по корням своим, по жизненному опыту, по духу и мироощущению. Сама повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос тоже вполне соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.
Большим актёрским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель» (1964, режиссёр Алексей Салтыков). По сюжету Доня была идеально отрицательным персонажем: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, в довершение всего – прижившая ребёнка от фашиста-оккупанта. Все это актриса подавала со свойственной ей психологической убедительностью, лишь исподволь – взглядом, интонацией – намечая второй план образа, драматизм и горечь Дониной судьбы. Такое сложное понимание характера вообще свойственно Мордюковой, чьи драматические роли всегда глубже простой, хотя и точной обрисовки определенного социального типа.
Но в комедиях она невероятно метко и ярко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная, мрачноголосая купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, режиссёр Константин Воинов) или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три» (1965, режиссёр Георгий Данелия). А её жэковская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» (1969, режиссёр Леонид Гайдай) стала злой сатирой на широко известный тип назойливой дамы-общественницы.
Интересна работа Нонны Мордюковой в картине «Комиссар» (1967, режиссёр Александр Аскольдов), где актриса неожиданно предстала в весьма неоднозначном образе женщины-комиссара Вавиловой, почти утратившей за годы Гражданской войны свою женскую сущность и вновь обретающую её в материнстве. Режиссёр тонко использовал присущее актрисе парадоксальное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности.
Символически обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле» (1971, режиссёр Николай Москаленко), где Мордюкова снималась вместе с сыном, Владимиром Тихоновым. Трагическая коллизия безвременной гибели сына через несколько лет отозвалась в реальности. Фильм имел большой успех у зрителей и явил собою образец народного кино – как и картина «Возврата нет» (1973, режиссёр Алексей Салтыков), в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки. Оба фильма закрепили за Нонной Мордюковой право говорить от лица русских женщин об их неизбывно тяжелой доле, несгибаемой силе и достоинстве. Это подтверждала и небольшая, но значительная роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину» (1975, режиссёр Сергей Бондарчук), сыгранная в блестящем дуэте с Василием Шукшиным.
Конец 1970-х годов ознаменовался решительным поворотом в творческой биографии Н.В. Мордюковой. Виктор Мережко предложил ей неожиданный драматургический материал, позволявший круто сменить амплуа. В фильме «Трясина» (1977, режиссёр Григорий Чухрай) Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая тираническая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актёрская тема Нонны Мордюковой здесь буквально выворачивалась наизнанку, впервые эта органичная артистка со всею очевидностью играла роль.
Зато вторая попытка Виктора Мережко расширить границы амплуа Мордюковой привела к блестящему результату. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» Никиты Михалкова (1981) не сразу узнавалась знакомая и всё же новая Мордюкова. Актриса играла на грани гротеска. Её неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и заполошный крик озадачивали, раздражали. Но за поступками этой деревенской тётки, неуклюже вторгающейся в городскую жизнь, в самом её смешном и горестном несовпадении с этой жизнью зритель постепенно различает глубокую драму утраты связей, отрыва от корней всех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире. Здесь нужна была именно Мордюкова с её актёрским багажом, с естественностью и природностью, всё очевиднее конфликтовавшими с современностью. Неспроста после «Родни» её приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссёры звали актрису «прийти и привнести» нечто своё в картины, где для неё не было реального сценарного материала.
Поэтому в постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и почти не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» и представительствовала на фестивалях, осуществляя своим присутствием «связь времён». Даже картина «Мама» (1999, режиссёр Денис Евстигнеев), специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный драматургический материал не позволил развернуться её незаурядному таланту. Ещё одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) вновь не принесла удачи – что, конечно, не умаляет её авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.
Ещё учась во ВГИКе Нонна Мордюкова начала встречаться со своим однокурсником Вячеславом Тихоновым (1928-2009). 28 февраля 1950 года у них родился сын Владимир. Через некоторое время молодые родители поженились. Однако этот звёздный союз продлился 13 лет и когда в 1963 году умерла Ирина Петровна – мать Нонны, они расстались. Их общий сын Владимир тоже впоследствии стал актёром. Невестками Мордюковой были актриса Наталья Варлей и танцовщица Наталья Егорова. В июне 1990 года Владимир Тихонов умер от передозировки наркотиков. Потеря любимого сына стала самой большой трагедией в жизни актрисы.
Нонна Викторовна Мордюкова скончалась поздним воскресным вечером 6 июля 2008 года на 83-м году жизни в Центральной клинической больнице города Москвы.
Похоронена актриса 9 июля на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой единственного сына – актёра Владимира Тихонова.
6 июля 2009 года, в годовщину смерти актрисы на её могиле на Кунцевском кладбище открыт памятник. Мемориал имеет вид чёрной стелы из карельского гранита, на котором выгравированы два портрета – самой Нонны Викторовны и её сына Владимира Тихонова. Ниже указаны даты их рождения и смерти. Само надгробие весит несколько тонн.
Внизу надгробия мастера выгравировали колосья как напоминание о фильме «Русское поле». В этой картине актриса снялась вместе со своим сыном в 1971 году.
* * * * *
О жизни и творчестве актрисы сняты документальные фильмы:
* «Нонна Мордюкова. Неукротимая» (2007, Первый канал, режиссёры Татьяна Косовцова, Роман Газенко).
* «Нонна Мордюкова. Как на свете без любви прожить» (2010, ТВ-Центр, режиссёр Филипп Суров).
* «Нонна и Слава. Жестокий роман» (2010, НТВ).
* «Нонна Мордюкова. Такой её никто не знал» (2010, Первый канал, режиссёр Фуад Шабанов).
В 1992 году имя Нонны Мордюковой присвоено одной из малых планет Солнечной системы.
театральные работы
Театр-студия киноактёра:
Дарья в спектакле «Суровое поле» (1963).
призы и награды
Сталинская премия первой степени (1949) — за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия».
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — за роли в фильмах «Журавушка», «Председатель» и др.
Премия Президента России (2001) в области литературы и искусства.
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 1995).
Орден Дружбы народов (1985).
Орден «Знак Почёта» (1975).
Лучшая актриса 1972 года по опросу журнала «Советский экран».
Национальная кинематографическая премия «Ника» (2004) в номинации «Честь и достоинство».
Премия деловых кругов России «Кумир» (1999) в номинации «За высокое служение искусству».
Премия «Кинотавр» (1996) в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру».
Премия «Золотой Овен» (1995) в номинации «Человек кинематографического года».
Признана одной из 10 самых выдающихся актрис XX века (1992) — по версии Редакционного совета английской энциклопедии «Кто есть кто» («Who is who»).
Почётный гражданин города Ейска.
роли в кино
1999 Мама :: Полина Юрьева :: главная роль
1995 Ширли-мырли :: работница ЗАГСА
1992 Луна-парк | Luna Park (Россия, Франция) :: тётка Алёны
1991 Бегущая мишень :: баба Зина :: главная роль
1988 Запретная зона :: Авдотьина
1987 Ссуда на брак :: Татьяна Ивановна
1987 Доченька :: Зинаида Яковлевна
1985 От зарплаты до зарплаты :: Ольга Ивановна Плисова
1982 Этюд для домино с роялем (короткометражный) :: игрок в домино
1982 Вокзал для двоих :: "Дядя Миша"
1981 Родня :: Мария Васильевна Коновалова :: главная роль
1979 Верой и правдой :: Паня
1977 Трясина :: Матрёна Быстрова :: главная роль
1977 Инкогнито из Петербурга :: Анна Андреевна :: главная роль
1975 Семья Ивановых :: Мария Петровна Иванова :: главная роль
1975 Они сражались за Родину :: Наталья Степановна
1974 Лев Гурыч Синичкин :: Раиса Минична Сурмилова
1973 Два дня тревоги :: Мавра Григорьевна :: главная роль
1973 Возврата нет :: Антонина Каширина :: главная роль
1972 Страдания молодого Геркулесова (короткометражный)
1972 Завтра будет поздно | Zajtra bude neskoro (СССР, Словакия) :: Кузюрка
1971 Русское поле :: Федосья Леонтьевна Угрюмова :: главная роль
1971 Молодые :: Дарья Васильевна
1970 Случай с Полыниным :: Дуся Кузьмичёва
1970 Баллада о Беринге и его друзьях :: Анна Иоанновна
1969 Гори, гори моя звезда :: Мадам
1968 Журавушка :: Глафира Дементьевна Огрехова
1967 Комиссар :: Клавдия Вавилова :: главная роль
1966 Дядюшкин сон :: Софья Петровна Карпухина
1965 Тридцать три :: Галина Петровна Пристяжнюк
1965 Война и мир :: Анисья Фёдоровна
1964 Председатель :: Доня Трубникова
1964 Женитьба Бальзаминова :: Домна Евстигнеевна Белотелова
1963 Секретарь обкома :: Наталья Фадеевна
1962 Павлуха :: Наталья
1960 Простая история :: Саша Потапова :: главная роль
1959 Хождение по мукам :: Матрёна
1959 Отчий дом :: Степанида
1959 Всё начинается с дороги :: Даша
1959 Ванька (короткометражный) :: жена Аляхина
1958 Шквал1958 Добровольцы :: метростроевка
1957 Екатерина Воронина :: Дуся Ошуркова
1955 Чужая родня :: Стеша Ряшкина :: главная роль
1955 Звезды на крыльях :: рыбачка
1953 Калиновая роща :: Надежда Романюк :: главная роль
1953 Возвращение Василия Бортникова :: Огородникова Настя
1948 Молодая гвардия :: Ульяна Громова
участие в фильмах
2007 Нонна Мордюкова. Неукротимая (документальный)
2007 Блеск и нищета королевы комедии (документальный)
2000 Нет смерти для меня (документальный)
архивные кадры
2010 Острова (документальный)
2010 Нонна Мордюкова. Такой её никто не знал (документальный)
2010 Нонна Мордюкова. Как на свете без любви прожить (документальный)
2010 Нонна и Слава. Жестокий роман (документальный)
2008 Человек в кадре (документальный)