Родился 24 февраля (8 марта) 1900 года в Пензе.
Русский советский кинорежиссёр, драматург, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (26.11.1965).
Народный артист РСФСР(1969).
Народный артист СССР (1979).
Сын пензенского железнодорожного машиниста. Во время Гражданской войны — боец, политработник 1-й Конной армии, старший инструктор политуправления Наркомата обороны. Руководил самодеятельным солдатским театром «гротеска и буффонады». Член РКП(б) с 1920 года.
В 1927 году, демобилизовавшись из Красной Армии, пришел работать на киностудию «Госвоенкино». В 1930 году перешёл на «Союзкино», где начал разрабатывать жанр сатирического кинопамфлета («Полешко», «Держи вора», «Фрукты-овощи» и другие). Умение изобличать бюрократизм, бесхозяйственность, нерадивое отношение к труду в форме веселой короткометражной комедии, построенной на эксцентрике и гротеске, стало свежим веянием и, пожалуй, даже открытием и для кинематографа, и для пропаганды.
С 1932 года творческие поиски Медведкина получили новый импульс: руководимый им кинопоезд «Союзкино» стал выезжать на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты. Эта своеобразная киностудия на колесах, в основе работы которой был принцип «Сегодня снимаем — завтра показываем», работала 294 дня, «разоблачая головотяпство, безобразие, срывы планов».
В 1934 году поставил свой лучший фильм — лубочно-сатирическую притчу «Счастье», высоко оцененную как при первых показах в СССР (Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным), так и спустя много лет за рубежом. История «непутевого» крестьянина, а затем колхозника Хмыря, при всех ее агитационно-пропагандистских акцентах и упрощениях, поражала богатством фантазии, замысловатым соединением народного лубка и сюрреалистического гротеска. К сожалению, гласная и негласная критика «сверху», которой подверглось «Счастье», заметно повлияла на дальнейший творческий путь режиссёра. Его следующий фильм — игровая комедия на «колхозную» тему «Чудесница» — носил слишком явный отпечаток политической конъюнктуры, хотя и в нём были любопытные юмористические находки.
В годы Великой Отечественной войны руководил фронтовыми киногруппами.
В 1946 году без особого успеха повторил опыт постановки полнометражной картины о жизни села («Освобожденная земля»), а затем занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент («Слава труду», совместно с Р. Григорьевым и Е. Славинской; «Первая весна», с П. Посельским). Его очередная полнометражная игровая комедия «Беспокойная весна» (о покорителях целины) вновь была расценена как неудача. После этого Медведкин к игровому кино уже не возвращался и стал работать исключительно в жанре документальной публицистики. Изобличая неонацистов («Тень ефрейтора», «Склероз совести»), поджигателей войны («Безумие»), маоистов («Письмо китайскому другу», «Правда и неправда»), Медведкин оставался в поле конъюнктурного пропагандистского фильма, хотя нестандартные монтажные решения, ирония и личностная интонация (иногда он сам читал закадровый текст и даже появлялся в кадре) придавали его картинам определённое своеобразие.
Опыт раннего творчества Медведкина, с его ориентацией на плакатную экспрессию и социальную ангажированность, горячо воспринимался в 1960-е – 1970-е годы за рубежом (Франция, Чили, Алжир), где даже создавались группы «Медведкино». Медведкину посвящен документальный фильм французского режиссёра К. Маркера «Поезд в пути».
Умер 19 февраля 1989 года в Москве. Похоронен на 131-м участке Митинского кладбища.
призы и награды
Государственная премия СССР (1974) — за фильмы «Ночь над Китаем», «Склероз совести», «Тревожная хроника».
Два ордена Ленина (1971, 1976).
Орден Октябрьской Революции (1980).
Орден Красного Знамени (1941).
Орден Отечественной войны 2-й степени (1944).
Медаль «За взятие Кенигсберга» (1945).
МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1967, специальный приз, фильм «Тень ефрейтора»).
ВКФ (1968, диплом по разделу хроникально-документальных фильмов, фильм «Тень ефрейтора»).
МКФ документального кино в Нионе (1974, Гран-при «Золотой Систерций», фильм «Тень ефрейтора»).
ВКФ (1980, специальный приз жюри, фильм «Безумие»).
роли в кино
1930 Держи вора (короткометражный) :: вор
Режиссер
1977 Пекин — тревога человечества (документальный)
1965 Мир Вьетнаму (документальный)
1963 Утро республики Гана (документальный)
1960 Разум против безумия (документальный)
1956 Беспокойная весна
1946 Освобождённая земля
1941 Мы ждём Вас с победой!1939 Цветущая юность. Физкультурный парад 18 июля 1939 года (документальный)
1938 Новая Москва
1936 Чудесница
1934 Счастье
1932 Тит (короткометражный)
1932 Про любовь (короткометражный)
1932 Западня (короткометражный)
1931 Фрукты-овощи (короткометражный)
1931 Про белого бычка (короткометражный)
1931 Дыра
1931 Дурень, ты дурень! (короткометражный)
1930 Полешко (короткометражный)
1930 Держи вора (короткометражный)
1929 Береги здоровье (документальный)
Сценарист
1972 Страдания молодого Геркулесова (короткометражный)
1962 С тобою рядом (документальный)
1960 Разум против безумия (документальный)
1956 Беспокойная весна
1949 Скорая помощь (анимационный)
1938 Новая Москва
1936 Чудесница
1934 Счастье
1932 Тит (короткометражный)
1932 Про любовь (короткометражный)
1932 Западня (короткометражный)
1931 Про белого бычка (короткометражный)
1931 Дурень, ты дурень! (короткометражный)
1930 Полешко (короткометражный)
1930 Держи вора (короткометражный)
1928 Мост через Выпь (короткометражный)