Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

М, Актеры, СССР, Россия

Максимова Екатерина Сергеевна

Максимова Екатерина Сергеевна
Ekaterina Maksimova

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года.

Русская артистка балета.
Заслуженная артистка РСФСР (11.11.1964).
Народная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка СССР (1973).

Внучка русского философа, теоретика искусства и филолога Г. Г. Шпета (1879-1937, расстрелян в Томске).
С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. Первым ее педагогом стала Л. И. Рафаилова. Старейшина московского балета В. Д. Тихомиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав. Максимова очень рано стала знаменитой — уже ученицей 2-го класса, она так ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере «Морозко», шедшей на сцене Большого театра, что привлекла внимание зрителей и критиков, ее игру даже отмечали в рецензиях на премьеру. Еще в училище балетмейстеры ставили номера специально для Максимовой: в 7-м классе она исполнила миниатюру В. А. Варковицкого «Соловей» на музыку А. А. Алябьева; сам великий К. Я. Голейзовский поставил для нее и И. Хмельницкого «Романс» на музыку С. В. Рахманинова. В 8-м классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике».
Максимова танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли парижской "Гранд-опера", именно ее Харальд Ландер выбрал для показа своих принципов построения классического урока.

В 1958 году окончила Московское хореографическое училище (класс Е. П. Гердт). После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.
В 1958–1988 годах – ведущая артистка балета Большого театра.
В первый же сезон она выезжает вместе с театром на гастроли в Америку, где сразу очаровывает зрителей, а восхищенная пресса называет ее "чудесным маленьким эльфом", "бэби Большого балета".
Многие балетные партии готовила под руководством Г. С. Улановой.
Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра.
Выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960–1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей.
Была постоянной партнершей своего мужа, Владимира Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами. Партнерами Максимовой были многие выдающиеся артисты, всемирно признанные мастера: Ю. Т. Жданов, Н. Б. Фадеечев, Г. В. Ледях, Б. И. Хохлов, М. Э. Лиепа, Л. М. Лавровский, А. Ю. Богатырев, Х. Донн.

За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Юлия — «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, труппа «Балет XX века», Бельгия, 1978), Ролана Пёти (Роза — «Голубой ангел» на музыку М. Констана, «Марсельский балет», Франция, 1987), Джона Кранко (Татьяна — «Онегин» на музыку П. И. Чайковского, Английский национальный балет, 1989); Леонида Мясина (Продавщица перчаток — «Парижское веселье», театр «Сан-Карло», Неаполь, Италия, 1988), Б. Менегатти (Ромола — «Нижинский», театр «Сан-Карло», 1989).

Изысканным изяществом, точным чувством стиля отмечено ее воплощение хореографии Ф. Аштона (па-де-де из балета «Сильвия», 1979); Т. Шиллинга («Матч», 1973); Дж. Арпино («В кругу ангелов» — хореографическая композиция, преподнесенная балетмейстером в дар Екатерине Максимовой на ее юбилее, 1994); М. Кларк («Сады Вилландри», 1999).

С Максимовой работал К.Я. Голейзовский, поставивший в 1960 году для неё один из лучших своих номеров – «Мазурку» на музыку А.Н. Скрябина и «Фантазию» на музыку С. Н. Василенко, которые она танцевала вместе с Володей Васильевым.

Крест на её карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета «Иван Грозный». Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у неё "выскочил" позвонок.
Под вопросом было её нормальное передвижение. Но она, при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для неё Васильевым. 10 марта 1976 года Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого в «Жизели».

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество её таланта – комедийное дарование («Галатея» по «Пигмалиону» Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И. Когана, хореограф Д.А. Брянцев; «Старое танго», музыка Когана, хореограф Брянцев).
Драматический талант раскрылся в моноспектаклях «Песнь песней» (1990) и «Художник читает Библию» (1994).

С 1980 года выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет».
Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году.

В 1980 году закончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского.
С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора).

С 1990 года активно сотрудничала с Кремлевским театром балета, где она создала чарующий образ Золушки в новом спектакле В. Васильева и, как старший педагог-репетитор, готовила роли с молодыми солистками.
С 1998 года — балетмейстер-репетитор Большого театра.
Под руководством Екатерины Максимовой в Большом репетировали Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина, Анна Никулина, Мария Богданович.

Искусство Максимовой и особенно её участие в знаменитом дуэте Максимова – Васильев, запечатлённое в телефильме «Дуэт» (1973) и французском видеофильме «Катя и Володя» (1989), пользуется мировым признанием.
Также творчеству Е. С. Максимовой посвящены фильмы: «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990); «Екатерина Максимова» (1996); «Катя» (1999); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi. (L.: Dance Books, 1995); Е. В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999); монография М. Е. Константиновой «Екатерина Максимова» (М.: Искусство, 1982), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев» (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

Автор воспоминаний «Мадам Нет».
Почетный профессор МГУ (1995).
Академик Академии российского искусства (1995).
Действительный член Международной академии творчества (1989).
Член исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Похоронена 30 апреля на Новодевичьем кладбище столицы.
театральные работы
«Жизель» А. Ш. Адана — Па-де-де (1958), Жизель (1960)
«Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Танец маленьких лебедей (1958), Одетта-Одиллия (1968)
«Каменный цветок» С. С. Прокофьева ― Катерина (1959)
«Медный всадник» Р. Глиэра ― Коломбина (1960)
«Конёк-горбунок» Р. Щедрина ― Водяница (1960)
«Тропою грома» К. Караева ― Лиззи (1960)
«Шопениана» ― Сильфида (1959-1960)
«Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Танец с колокольчиками (1960), Мария (1962)
«Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Жанна (1961)
«Лесная песня» Г. Л. Жуковского — Мавка (1961)
«Спартак» А. И. Хачатуряна ― Нимфа (1962), Фригия (1968)
«Щелкунчик» П. И. Чайковского ― Маша (1962, 1966)
«Паганини» на музыку С. Рахманинова ― Муза (1962)
«Вальпургиева ночь» Ш. Гуно ― Вакханка (1962)
«Спящая красавица» П. И. Чайковского — Принцесса Флорина (1963), Аврора (1964, 1973)
Класс-концерт — Солистка (1963)
«Петрушка» И. Ф. Стравинского — Балерина (1964)
«Золушка» С. С. Прокофьева ― Золушка (1964)
«Дон Кихот» Л Ф. Минкуса — Китри (1965)
«Икар» С. М. Слонимского ― Девушка (1971), Эола (1976)
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева ― Джульетта (1973)
«Эти чарующие звуки…» на музыку композиторов XVIII века ― Солистка (1978)
«Ромео и Юлия» Г. Берлиоза — Юлия (1979)
«Гусарская баллада» (по Т. Хренникову — Шура Азарова (1980)
«Анюта» (по А. П. Чехову, хореография В. В. Васильева) ― Анна (1986)

Московский классический балет
«Натали, или швейцарская молочница» А. Гировеца ― Натали (1980, балетмейстер Пьер Лакотт)
«Повесть о Ромео и Джульетте» С. Прокофьева ― Джульетта (1981)
«Сотворение мира» А. Петрова ― Ева (1984)

Кремлевский балет
«Золушка» С. С. Прокофьева ― Золушка (1991)
призы и награды
Всесоюзный конкурс артистов балета в Москве (1957, золотая медаль).
VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 1-я премия и золотая медаль).
Международный конкурс артистов балета в Варне (1964, золотая медаль).
Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1969).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Премия Мариуса Петипа Парижской академии танца («Лучший дуэт мира», совместно с В. В. Васильевым) (1972, Париж).
Премия Ленинского комсомола (1972).
Орден Ленина (1976).
Государственная премия СССР (1981).
Орден Дружбы народов (1981).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за исполнение заглавной партии в фильме-балете «Анюта» (1981).
Премия Академии Симба (Италия, 1984).
Премия «Вместе за мир» (1989, Италия).
Премия имени Джино Тани — «Лучший дуэт» (совместно с В. В. Васильевым; 1989, Италия).
Премия ЮНЕСКО и медаль имени Пабло Пикассо (1990).
Премия имени С. П. Дягилева (1990).
Театральная премия «Хрустальная Турандот» (1991).
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1991).
Орден Дружбы народов (1994).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999).
Орден Риу-Бранку (2004, Бразилия).
Приз «Душа танца» (номинация «Мэтр танца») журнала «Балет».
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008).

роли в кино
1995 Классная дама (короткометражный) :: Наталья Давыдовна :: главная роль
1988 Гран па в белую ночь
1987 Чаплиниана :: фаворитка Диктатора / примадонна варьете
1986 Фуэте :: Елена Князева :: главная роль
1982 Травиата (фильм-опера) (фильм-спектакль) :: Испанка
1982 Анюта (фильм-спектакль) :: Анюта :: главная роль
1982 Адам и Ева (фильм-балет) (фильм-спектакль) :: Ева :: главная роль
1981 Эти чарующие звуки (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1980 Жиголо и Жиголетта | Zhigolo i Zhigoletta (короткометражный) :: Стелла
1980 Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1979 Старое танго :: Франческа-"Петер" :: главная роль
1978 Щелкунчик (фильм-спектакль) :: Маша :: главная роль
1977 Галатея :: Элиза Дулитл :: главная роль
1976 Мама | Ma-ma :: эпизод
1974 Ромео и Джульетта :: Джульетта :: главная роль
1971 Вальпургиева ночь (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1970 Трапеция (фильм-балет) (фильм-спектакль) :: девочка :: главная роль
1969 Москва в нотах (СССР, ФРГ)
1964 Секрет успеха (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1960 Хрустальный башмачок :: Весна
1958 Человек человеку | Man's Gift to Men

участие в фильмах
2009 Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2005-2007 Как уходили кумиры (документальный)
2003 Личная жизнь Екатерины Максимовой (документальный)
1999 Катя (документальный)
1991 Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
1990 Катя и Володя (документальный)
1987 Балет от первого лица (документальный)
1974 Американский фермер в СССР (документальный)
1973 Дуэт(документальный)
1970 Парад аттракционов (документальный)
1958 Королева Бельгии Елизавета в Советском Союзе (документальный)

архивные кадры
2004 Когда танец становится жизнью (документальный)
1999 Катя (документальный)


1 февраля так же родились
Просмотров: 4173
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 1

27.01.2014 Лёша 1 Февраля исполняется 75 лет со дня рождения актрисы балета - Екатерины Сергеевны Максимовой. Светлая память! Помню.

Имя *:
Email *: