Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

М, Композиторы, СССР, Россия

Монасыпов Алмаз Закирович

Монасыпов Алмаз Закирович
11 июля 1925, Казань - 22 июля 2008, Москва.

Композитор, дирижер, педагог.
Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1969).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (4.05.1987).
Народный артист Республики Татарстан (2000).

Окончил Казанскую консерваторию по классам виолончели у А. В. Броуна (1950) и композиции у А. С. Лемана (1956), аспирантуру там же по дирижированию у И. Э. Шермана (1966).
В 1942 году артист оркестра Театра оперы и балета в Казани. В 1942—1943 годах - артист Квартета Татарской филармонии.
Участник Великой Отечественной войны.
В 1951—1952 годах - концертмейстер Казанской консерватории. В 1959—1970 годах - дирижер Театра оперы и балета в Казани и Татарского театра драмы. В 1970—1971 годах - дирижер симфонического оркестра Татарской филармонии.

Преподаватель музыкальной школы в Казани (1949—1955), Казанского музыкального училища (1956—1958), Казанской консерватории (1970—1973). С 1972 года жил в Москве.

Сочинения: для хора, солиста и симфонического оркестра — кантата "Солнечный Татарстан" (сл. М. Хусаинова, 1967), поэма "В ритмах Тукая" (1975), концерт-рапсодия «Кряшенские напевы» (1998), сюита «Предания Древнего Булгара» (2002), вокально-симфоническая поэма «Путешествие в страну Атнабая» (2006); для симфонического оpкестра — Балетная сюита (1961), симфонии: I (1963), II (1968), III (1974), IV («Дастан», 1978), поэмы "Сегодня праздник" (1975), «Идель-йорт» (1994), «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву» (1990), «Праздничная увертюра», посвященная 1000-летию Казани (2005); для скрипки и СО — "Концертино-серенада" (1973); для скрипки и фортепиано — Соната (1954), Сонатина (1976); для фортепиано — Пять лирических картинок и марш (1972), Мозаика (10 пьес, 1975), «Узоры» (1981); ария для гобоя и струнного оркестра (1970), камерный концерт для трёх флейт и арфы (1979); для голоса и фортепиано — "Только ты" (1964); более 300 песен и романсов на слова М. Джалиля, М. Мазунова, Г. Рахима, Г. Зайнашевой, А. Ерикеева, Н. Арсланова, З. Насыбуллина, С. Хакима и других; музыка к драматическим спектаклям: «Проделки Белиссы» по пьесе Лопе де Вега (1963), «Альмандар из Альдермыша» по пьесе Т. Миннуллина (1976), «Потерянный день» и «Не улетайте, жаворонки» по пьесам А. Гилязова (1977), «Идегей» по пьесе Н. Исанбета (1994) и фильмам.

Своими разнохарактерными по содержанию и ярко своеобразными по стилевому почерку вокальными, камерно-инструментальными и симфоническими произведениями он внес значительный и разносторонний вклад в татарскую музыкальную культуру.
Привлекают внимание первые опыты вокальных сочинений А. Монасыпова, плодотворно развитые в последующие годы. Среди его вокальных сочинений можно встретить песни патриотического содержания, детские песни, лирические романсы.
Наряду с восточным в творчестве композитора особое значение приобретает европейская традиция. Широко и естественно используются им европейские музыкальные жанры: концертино-серенада для скрипки и симфонического оркестра, песенные баркаролы, пассакалья и сицилиана в Третьей симфонии, пассакалья в поэме «В ритмах Тукая». Особенно значительны связи музыки композитора с эпохой барокко, использование полифонической техники, органа в симфонических произведениях, вокализа («Аvе, Маria» на клавирную прелюдию И. С. Баха).
Другая характерная для творчества А. Монасыпова интонационная сфера — джаз. Джазовые интонации, ритмы и гармонии придают его музыке неповторимый колорит, динамику, энергию, оригинальность мелодико-гармонического языка. Этой стилистикой отмечены инструментальные джазовые композиции композитора (первые из которых были созданы для оркестра под управлением О. Лундстрема), а также многие страницы вокальной музыки.
Масштабно и значительно симфоническое творчество А. Монасыпова. Он написал четыре симфонии. Начиная с Первой симфонии, ее остро конфликтными коллизиями, а затем и Второй симфонией, названной симфония-поэма "Муса Джалиль", композитор смело обращается к художественно значительным, порой трагедийным концепциям, утверждая силу близких нам гуманистических идеалов.
А. Монасыпов создал новые жанры в национальной музыке: симфонию-поэму, симфонию-драму, вокально-симфоническую поэму.
театральные работы
Дирижер спектаклей:
«Русалка» А. Даргомыжского
«Фауст» Ш. Гуно, 1960
«Тихий Дон» И. Дзержинского, 1961
«Битва при Леньяно» Дж. Верди
«Дуэнья» С. Прокофьева
«Борис Годунов» М. Мусоргского
«Катерина Измайлова» Д. Шостаковича
«Джалиль» Н. Жиганова
«Тюляк и Су-Слу» Н. Жиганова
призы и награды
Лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1991).

Композитор
1975 Легко ли быть храбрым (анимационный)
1974 А у тебя есть солнце? (анимационный)
1971 Мелодии с Волги (короткометражный)


11 июля так же родились
Просмотров: 1480
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: