Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Н, Режиссеры, Сценаристы, Продюсеры, СССР, Россия, Казахстан

Нугманов Рашид Мусаевич

Нугманов Рашид Мусаевич
Кинорежиссер, киносценарист, продюсер.
Родился 19 марта 1954 года в Алма-Ате.
В 1977 году окончил Алма-Атинский архитектурный факультет Казанского политехнического института.
В 1987 году закончил учебу на режиссерском факультете ВГИКа (мастерская С. Соловьева).
В 1989-1992 гг. — первый секретарь СК Казахстана.
Рашид Нугманов — талант моцартианского типа. «Легкость — вот главное слово, что вело его по жизни почти до сорока лет...» — пишет о нем критик Диляра Тасбулатова в «Новейшей истории отечественного кино». С Нугманова, собственно, и началась знаменитая «казахская новая волна», отголоски которой до сих пор слышны на фестивалях всего мира. Его фильм «Йа-хха!» называют портретом советского андеграунда, «Иглу» — олицетворением перестроечной неоромантики, а «Дикий Восток» — кинофеноменом, в котором соединились Восток и Запад.
Рок-н-ролл захватил Рашида Нугманова еще в детстве, с тех пор как старший брат Мурад впервые привел его на «Брод» — центральную улицу в Алма-Ате, где в начале шестидесятых начали собираться первые стиляги. Именно там он «подсел» на ленинградскую рок-н-ролльную волну, а в 1983 г. впервые услышал альбомы Виктора Цоя «45» и «Начальника Камчатки». «Я поразился тому, насколько эти песни перекликались с тем, над чем я работал... когда я услышал «45», я понял, что Цой — это тот человек, который мне нужен», — писал позже Нугманов. В то время он собирал материал для книги о «Броде» и, когда в 1984-м поступил во ВГИК, взял их за основу для своего первого сценария «Король Брода». В 1985 г. Нугманов поехал в Ленинград, где нашел Виктора Цоя и предложил ему главную роль в фильме «Король Брода» и роль в другом фильме поменьше («Йа-хха!») — тоже о рок-н-ролле.
Фильм «Йя-хха!» был снят в 1986 г. за две недели. Нугманов очень хотел делать полнометражную картину, благо материала было в избытке, фильм складывался. Но «Йя-хха!» снималась как курсовик оператора Алексея Михайлова и средств, отпущенных ВГИКом, хватало только на короткометражку.
«Всеми правдами и неправдами мне удалось сделать сорок минут», — вспоминал позже режиссер. — «Можно представить, в каком бешеном темпе мы их озвучивали, монтировали, собирали... Кое-как мы успели к сроку, но фильм так и остался незаконченным. Поэтому многие сюжетные линии и связки просто пропали...».
Но Виктор Цой в фильме уже был и пел главным героям, которые забрели к нему в кочегарку. «Йя-хха!» сразу же привлекла внимание к молодому казахскому режиссеру. Фильм завоевал ряд наград разных фестивалей, в т.ч. приз ФИПРЕССИ в программе «Молодое советское кино» на МКФ в 1987г.
Рашид Нугманов не подозревал, что его полнометражный дебют «свалится» на него буквально через год. Будучи студентом третьего курса, он получил с «Казахфильма» предложение занять кресло режиссера на фильме «Игла» по сценарию молодых авторов Бахыта Килибаева и Александра Баранова. Руководство студии отстранило предыдущего режиссера, который уже успел потратить часть денег, но картину нужно было сдать в срок, и времени на подготовку к съемкам у нового режиссера не было. Нугманов понимал, что это подарок судьбы, однако у него хватило самоуверенности для того, чтобы выдвинуть начальству свои требования. Двумя-тремя годами раньше такое было немыслимо, но наступила перестройка, и Нугманову разрешили все: импровизировать, вносить изменения в сценарий, взять в качестве главного оператора брата Мурада Нугманова — тоже студента третьего курса, и, главное, позволили пригласить непрофессиональных актеров — рок-музыкантов Виктора Цоя, Петра Мамонова и просто своих друзей.
По словам режиссера, фильм снимался «легко и вдохновенно»: «Мы делали фильм для себя и проверяли его друг другом», — писал Нугманов в воспоминаниях о Викторе Цое, который стал главным героем и автором саундтрека «Иглы». Песню «Звезда по имени Солнце» Цой сочинил прямо на площадке. «Обязательная программа» — социальный контекст, нравственный аспект наркомании, — весь этот пафос был утоплен в постмодернистской иронической игре режиссера и романтической атмосфере, которую создавало присутствие Виктора Цоя, лирического героя, рок-звезды и заклинателя духа перемен. Фильм изобиловал отсылками к шедеврам мирового кино, в частности, к Годару. Цой-Моро пел за кадром, дрался по-восточному и уходил, смертельно раненый, в ночь под свой новый хит «Группа крови». «Советскому телевидению посвящается» — гласил финальный титр.
Это не было просто кино, это был «момент истины». Фильм имел оглушительный успех. Ни режиссер, ни актеры, ни начальники «Казахфильма» этого не ожидали. Госкино СССР присвоило «Игле» 1-ю категорию и выпустило её в широкий прокат с премьерой в тысячу экранов, фильм занял второе место по сборам в 1989 г. По опросам журнала «Советский экран» лидер группы «Кино» Виктор Цой стал лучшим актером года. Молодежь сходила с ума, критики ликовали, «Игла» ознаменовала собой приход «казахской новой волны», нового кинематографа и новой жизни.
«Игла» побывала на нескольких кинофестивалях, получила приз на КФ «Золотой Дюк», Главный приз на МКФ в Нюрнберге. Нугманов и Цой, не привыкшие к подобным мероприятиям, относились ко всему происходящему с достаточной степенью иронии, не очень серьезно, а Цой даже мечтал, чтобы на «Золотом Дюке» «Игле» дали приз за самый худший фильм. «Игла» ездила в Америку, в Парк-сити на фестиваль американского независимого кино под руководством Роберта Редфорда, где шла в секции «Special Event» — «Специальное событие», и билеты были распроданы за неделю до премьеры.
В 1989 г. Нугманов был избран Первым секретарём Союза кинематографистов Казахстана и пробыл на посту до 1992 г. При этом он не оставлял своей работы в кинематографе. После «Иглы» у Виктора Цоя и Рашида Нугманова было много идей. Нугманов вел для него проект со знаменитым американским продюсером Эдом Прессманом, которому очень понравилась «Игла». Сценарий Нугманов писал вместе со знаменитым американским писателем, «отцом киберпанка» Уильямом Гибсоном и Джеком Уомаком. Параллельно шла работа над давним проектом «Король Брода», готовился сценарий «Дети Солнца» для всей группы «Кино», которым очень интересовалась студия Сергея Соловьева «Круг». Но все изменила трагическая гибель Виктора Цоя. Иронический триллер «Дети Солнца» стал т.н. «истерном» «Дикий Восток», а вместо «Кино» в фильме снимались музыканты «Объекта насмешек» (сейчас «Текиладжаззз»). В этом фильме Рашид Нугманов со свойственной ему дерзостью решил укротить несколько жанров за раз, смешав в одном диком бульоне фабулу «Великолепной семерки», драйв «Диких Ангелов», стилистику «Безумного Макса», живописные красоты Иссык-Куля и много чего еще. По словам критика Сергея Кудрявцева «Дикий Восток» — это «удивительный гибрид, родившийся в результате скрещивания художественных элементов, сочленять которые мало кому бы пришло в голову». Фильм лучшим образом повлиял на международную репутацию Нугманова, путешествовал западными и восточными фестивальными маршрутами. Жюри МКФ приключенческих фильмов в Валенсьенне под председательством Ричарда Лестера присудило «Дикому Востоку» свой главный специальный приз. Увы, этого оказалось мало для того, чтобы заслужить оценку у себя на родине. Зато было достаточно, чтобы вызвать раздражение и неприязнь. Есть мнение, что Рашид Нугманов «сломался» на втором фильме — привык, что все легко дается, а здесь, мол, не вышло. Скорее всего, это не совсем так. В 1993-м трудные времена наступили и на «Казахфильме», — СССР к тому времени уже распался, «кинематограф малых народностей» стал проблемой самих народностей, а они, в свою очередь, были не в состоянии поддерживать его финансово.
В 1993 году Рашид Нугманов уехал во Францию. Изучая международную теорию и практику кинопроизводства и финансирования, он участвовал в разработке нескольких американских проектов, в том числе «Citadel of Death» для корпорации Эдварда Прессмана и «Spirit Break» для режиссёра-сценариста Леонарда Шрадера и продюсера Дэвида Уайзмана, написал четыре оригинальных сценария на английском языке: «Русский свинг», «Золотой идол», «Innervision» и «Spell» (последний — для своей компании Popular Pictures в Лос-Анджелесе). Кроме того, Рашид Нугманов запустил в производство многосерийный мультфильм «Эхо веков» по мотивам сказок и легенд тюрко-язычных народов на студии «Рашид и Б» в Алма-Ате. Что же это такое, как не свидетельство успеха?
В последнее время Рашид Нугманов много занимается политикой у себя на родине. Активист общественного объединения «Демократический выбор Казахстана».
С 2002 г. является уполномоченным представителем ДВК по международным делам.

роли в кино
1986 Искусство быть смирным (короткометражный) :: самоубийца

участие в фильмах
2010 Виктор Цой. Легенда о последнем герое (документальный)
2008 Живая история (документальный)

Режиссер
2010 Игла-Ремикс
1993 Дикий Восток (Казахстан)
1988 Игла
1986 Йя-хха! (короткометражный)
1986 Искусство быть смирным (короткометражный)
1977 Згга (короткометражный)

Сценарист
1993 Дикий Восток (Казахстан)
1986 Йя-хха! (короткометражный)
1986 Искусство быть смирным (короткометражный)

Продюсер
2010 Игла-Ремикс
1993 Дикий Восток (Казахстан)


19 марта так же родились
Просмотров: 1630
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: