Родилась 27 мая 1948 года в городе Кривец.
В 1976 году окончила заочное отделение театроведческого факультета ЛГИТМиКа (мастерская Л. Гительмана).
Работала ассистентом режиссера, вторым режиссером на к/с «Ленфильм».
В 1981 получила диплом режиссерского отделения ВКСР (мастерская Юрия Карасика).
Работала в качестве режиссера-постановщика на к/с «Ленфильм».
Живет в Москве.
В кино Светлана Проскурина дебютировала еще в 1982-м короткометражкой «Родительский день», а в 1987 году сделала первую большую игровую картину «Детская площадка».
Прорыв в судьбе режиссера случился в 1989 году, когда ее вторая игровая лента «Случайный вальс» победила в главном конкурсе на МКФ в Локарно, принеся российскому кино первый в его истории приз «Золотой леопард». Критики отметили в фильме некоторое влияние учителя Светланы — кинорежиссера Ильи Авербаха (тот же интерес к изломанным женским характерам) и судьбам ив то же время подчеркивали иное отношение Проскуриной к драматургии, ее «отважное и жесткое авторское своеволие». В этой картине Светлана Проскурина решилась порвать с сюжетной формой, сосредоточившись на изобразительной и звуковой стороне произведения.
Еще более радикальному переосмыслению нарративные законы кинодраматургии подверглись а следующей работе Проскуриной «Отражение в зеркале» (1992), в котором она попыталась средствами киноязыка воссоздать на экране психологически мир героя. Картина участвовала в престижной программе «Двухнедельник режиссеров» в Канне, и поставила точку в первом этапе творческой биографии режиссера.
За последующие 10 лет она не сделала ни одного игрового фильма и посвятила себя документальному кинематографу, снимая на к/с «Берег» для канала «Культура» ленты о других художниках — Эрнсте Неизвестном, Михаиле Шемякине, Михаиле Пуговкине, Александре Сокурове.
В 2001 году Светлана Проскурина вернулась в большое игровое кино и с частными продюсерами начала подготовку к съемкам фильма «Удаленный доступ». Увы, проект приостановился уже на начальной стадии, но позже, благодаря режиссеру Александру Сокурову и продюсеру Юрию Обухову в 2004 году картина все-таки была завершена.
Многие западные критики сравнивают творческую манеру Проскуриной с работами Александра Сокурова. Проскурина считает это убогими умозаключениями, выдающими незнание контекста и нежелание вдуматься. «Мы занимаемся кино определенного порядка, — объясняет Светлана Проскурина, — хотя я ненавижу определение «авторское кино»: мне кажется, что другого не бывает. Любое кино — авторское, другое дело — калибр автора. А с Сокуровым не вижу никаких параллелей — кроме, может быть, аскетизма и манеры работать, потому что у нас одна группа».
Режиссер
2014 До свидания, мама
2013 Сердечная недостаточность
2010 Перемирие
2007 Лучшее время года
2004 Удалённый доступ
2003 Острова (документальный)
1992 Отражение в зеркале1989 Случайный вальс
1987 Детская площадка
1981 Родительский день (короткометражный)
Сценарист
2004 Удалённый доступ
2003 Русский ковчег
2003 Острова (документальный)