6 (18) декабря 1883, Верхне-Днепровск, Украина — 18 марта 1970, Москва.
Еврейский композитор. Сын клезмера, который был в прошлом так называемым николаевским солдатом. Игре на скрипке на слух учился у отца, по нотам — с семи лет у мужа сестры Ш. Двойрина, ученика знаменитого чешского скрипача О. Шевчика. С десяти лет играл в клезмерских «капеллах», а также выступал с исполнением концертов Ф. Мендельсона и других классических произведений.
В 1898–1901 гг. был скрипачом в оркестре театральной труппы М. Кропивницкого, для которой сочинил, опираясь на украинский фольклор, музыку к спектаклю «Ой, не ходи, Грицю» по пьесе М. Старицкого.
В 1902 году с русской театральной труппой приехал в Петербург, занимался у студента-скрипача, ученика Л. Ауэра Д. Бертье (1882–1950, с 1922 года — профессор Киевской консерватории), поступил в консерваторию, которую (после перерыва в 1905–1907 гг., связанного с отчислением за участие в студенческих волнениях) окончил в 1908 году как скрипач (у Н. Галкина), а также как композитор (у А. Лядова и Н. Соколова).
В 1909 году по конкурсу был принят скрипачом и в том же году — солистом-альтистом оркестра Большого театра в Москве (играл по 1923 год). До 1918 года преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, вел классы скрипки, альта и квартета. Был также альтистом в квартетах: имени А. Страдивари [1919–1920; первая скрипка — Д. Крейн (см. А. Крейн), с 1920 г. — А. Могилевский (1885–1955), вторая скрипка — В. Пакельман, виолончель — В. Кубацкий, (1891–1970)] и музыкального отдела Наркомпроса [1920–1922; первая скрипка — Л. Цейтлин, вторая скрипка — А. Ямпольский, виолончель — Г. Пятигорский]; дирижировал симфоническими оркестрами в Сестрорецке, Киеве, Харькове, Минске и других городах.
В 1922–1949 гг. заведовал музыкальной частью и был дирижером оркестра в ГОСЕТе, написал музыку к 42 спектаклям театра, в том числе к важнейшим в истории театра: «200 000» (1923), «Путешествие Вениамина Третьего» (1927), «Глухой» (1930), «Король Лир» (1935), «Бар Кохба» (1938), «Фрейлехс» (1945). Пульверу принадлежит музыка к обозрению «Под куполом цирка» (1933; тексты И. Ильфа, Е. Петрова, В. Катаева), спектаклям «Тевье-молочник» (1940) в Харьковском украинском театре имени Т. Шевченко и «Уриэль Акоста» (1940, по К. Гуцкову) в Малом театре (Москва), кинофильмам «Еврейское счастье» (1925), «Белая смерть» (1932) и другим. Пульвер также сочинил оперетты «Гулливер» (1907), «Как ее зовут» (1938) и «Моряки» (1940), ряд песен (преимущественно на тексты еврейских поэтов).
Музыка Пульвера, основанная, главным образом, на интонациях еврейского фольклора, создавалась преимущественно в тесной связи со сценическим действием, дополняя, подчеркивая, а часто и обогащая замысел драматурга и режиссера, с которым композитор работал в непосредственном контакте. В воспоминаниях «Эпизоды моей жизни» («Советиш Геймланд», 1970, № 2) Пульвер отмечает особую чуткость к музыкальной ткани спектакля Ш. Михоэлса, с которым композитор сотрудничал много лет, и Б. Норда (1901–1964), режиссера украинской и русской сцены. Некоторые выразительные и запоминающиеся мелодии Пульвера легли в основу народных песен, а его обработки еврейского фольклора вошли в профессиональный концертный репертуар.
Пульверу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1928), заслуженного деятеля искусств (1934) и народного артиста РСФСР (1938).
Большинство произведений Пульвера не издано, а местонахождение рукописей не установлено.
Композитор
1935 Граница
1933-1935 Последняя ночь
1925 Еврейское счастье