Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Р, Актеры, СССР, Россия

Ростовцев Михаил Антонович

Ростовцев Михаил Антонович
Михаил Антонович Эршлер

22 октября 1872 года (Таганрог, Российская империя) - 19 апреля 1948 года

Заслуженный артист Республики (1927).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936).

Настоящая фамилия - Эршлер.

Родился 22 (10) октября 1872 года в семье бедного еврея-часовщика в Таганроге. В 1881 году пел в синагогальном хоре Любецкого (Ростов-на-Дону). В 1888 году окончил Ростовское реальное училище, что считалось большой удачей. Но однажды бросил всё ради театра – причём, не драматического, а эстрадного и опереточного. Как и большинство эстрадных артистов его поколения, нигде театральному мастерству не учился, и очень быстро сделал себе серьёзную карьеру.

В 1882-1888 гг. эпизодически танцевал на сцене Ростовского театра оперетты, с 1888 года работал артистом в эстрадных ансамблях. В 1890-1894 гг.(под псевдонимом Проценко) - в украинских труппах Г.И. Деркача и М.Л. Кропивницкого, который стал первым учителем Ростовцева по сценическрму мастерству, в дальнейшем гастролировал по России. В 1897-1900 и в 1908-1910 гг. – в московских, в 1900-1904 гг. - в петербургских антрепризах. В 1905-1908 гг. гастролировал на Дальнем Востоке.

В 1907 году во Владивостоке дебютировал в оперетте под псевдонимом Ростовцев. В 1911-1918 гг. выступал в петербургских опереточных театрах: "Летний", "Буфф", Панаевский, "Палас". В 1918-1923 гг. – артист Театра комической оперы в Петрограде, с 1922 года – в Ленинградском малом оперном театре и в ГАТОБ.

Ростовцев был одним из тех актёров, кто заставил относиться к эстраде и оперетте как к серьёзному искусству, поэтому остался в истории одним из реформаторов оперетты в России. В предреволюционные годы популярность его была огромной. Разумеется, при нэпе, когда появилось огромное количество эстрадных театров и мюзик-холлов, почва для эстрадной карьеры была самая благоприятная. Но Ростовцев вдруг поступает в академический театр: Ленинградский Малый оперный театр – знаменитый МАЛЕГОТ – где в те годы работали лучшие режиссёры, художники и композиторы Ленинграда. И там, кроме ролей в опереттах, он начинает выступать и в операх – в том числе исполняет свои коронные роли: Дона Бартоло в "Севильском цирюльнике" Россини и Дона Паскуале в одноимённой опере Доницетти.

И после революции Михаил Ростовцев оставался одним из самых популярных и уважаемых артистов Ленинграда. Он был неизменным украшением всевозможных юбилеев и творческих вечеров ленинградских деятелей искусства, где выступал с поздравительными шуточными стихами собственного сочинения. А 50-летие творческой деятельности самого Ростовцева в 1940 году праздновалось с необычайной пышностью.

В кино поначалу Ростовцев играл, как ни странно, чисто драматические роли. полной неожиданностью стала для всех его первая главная роль – в фильме Александра Иванова и Оскара Галлая "Косая линия" он сыграл мрачного и даже зловещего владельца притона. Но, по большей части, в кино Ростовцев играл комические эпизоды. Часто его фамилии даже не было в титрах, но его и так узнавали безошибочно. Самый яркий пример – маленький толстый ветеринарный врач в "Чапаеве". Его обычно звали для "украшения" картины, он исполнял яркие вставные номера, в которых зачастую даже не было необходимости ("Первый взвод", "Золотые огни", "Наследный принц республики").
А в 1936 году он всё же был приглашён на главную роль в комедии Михаила Вернера "Девушка спешит на свидание". Фильм был немедленно объявлен эталоном пошлости и безвкусицы, возрождающим "безнравственные традиции" дореволюционных курортных комедий. Рецензии, все без исключения, были разгромные, но массовый успех фильма был настолько велик, что о снятии картины с экрана не могло быть и речи. Когда после XX-го съезда начали пересматривать историю кино, и многие фильмы были возвращены из забвения, об этом фильме писали всё так же пренебрежительно. А в кинотеатрах повторного фильма он продолжал идти с неизменным успехом.

На съёмках "Девушки" Ростовцеву приходилось бегать, ездить на велосипеде, поднимать тяжести, подвергаться душу Шарко, а было ему в это время уже за шестьдесят. В результате он заработал инфаркт и в кино сниматься зарёкся. Появлялся отныне лишь в крохотных эпизодах – почти массовке.

И всё же в 1947 году семидесятипятилетний актёр сыграл ещё одну - маленькую, но весьма заметную и до сих пор всем известную роль – "Доброго жука" в "Золушке" Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Здесь тоже нужно было бегать и танцевать, и по окончании съёмок Ростовцев слёг со вторым инфарктом. Через год, 19 апреля 1948 года, он умер.
театральные работы
Роли в опереттах: Пуцкин ("Чёрный амулет" Стрельникова), Ферри ("Сильва" Кальмана), Барон ("Ярмарка невест" Якоби), Дон Педро, Кардинал ("Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха), Зупан ("Цыганский барон" Штрауса), Бургомистр ("Нищий студент" Миллёкера), Прюнель, Лимбургер ("Ева", "Жёлтая кофта" Легара), Дон Рамон ("Испанский соловей" Фалля), Ламбертуччо ("Бокаччо" Зуппе). Партии в операх: Дон Бартоло ("Севильский цирюльник"), Дон Паскуале (Доницетти), Цунига ("Кармен"), Пол ("Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича), Пуляр ("Кола Брюньон" Кабалевского) и др. Выступал в балете: Коппелиус ("Коппелия" Делиба), Кассандр ("Арлекинада" Дриго).

роли в кино
1947 Золушка :: "Добрый жук"
1946 Во имя жизни :: учёный
1936 Девушка спешит на свидание :: Николай Николаевич Гуров :: главная роль
1875 года рождения, г. Тверь, директор обувной фабрики
1934 Чапаев :: ветеринар
1934 Поручик Киже :: комендант крепости
1934 Наследный принц республики :: профессор
1934 Люблю ли тебя? :: профессор
1934 Золотые огни :: Ростовцев
1932 Первый взвод :: штабс-капитан
1928 Косая линия :: Прибылев
1927 Его превосходительство :: маленький клоун
1926 Чужие :: Зубарев
1926 Мамут и Айше


22 октября так же родились
Просмотров: 1341
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: