Родился в 1865 году в семье придворного музыканта, обрусевшего чеха, Франца Бауэра.
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Работал режиссёром, актером, фотографом и художником. Оформлял театральные спектакли.
С 1912 года работал в московском отделении "Пате", затем у А. Дранкова и А. Ханжонкова.
Поставил более 80 фильмов.
В 1917 году Бауэр вместе с основным штатом ателье Ханжонкова перебрался на новую студийную базу в Ялте, где поставил киноленту «За счастьем» с молодым актёром Львом Кулешовым (впоследствии известным режиссером и теоретиком кино). На съемках Бауэр сломал ногу и должен был работать над своим следующим фильмом «Король Парижа» сидя в кресле-каталке. Однако закончить эту картину Бауэр не смог из-за осложнений, вызванных пневмонией: 22 июня (9 июня по старому стилю) 1917 года Евгений Бауэр скоропостижно скончался в ялтинской больнице. Его последний фильм был закончен актрисой Ольгой Рахмановой.
«Евгений Францевич Бауэр родился в 1865 году в семье придворного музыканта, виртуоза игры на цитре. В кинематограф пришёл поздно, в сорок семь лет, и всего лишь пять лет работал без передышки, покидая ателье только для съемок на натуре или экспедиций. В одной из таких — в Ялте летом 1917 года на съемках фильма «Король Парижа» — погиб из-за нелепого несчастного случая: в дороге сломал ногу, долго находился в гипсе, в неподвижности, вызвавшей смертельный отек легких. Дата смерти -1917 год — дала основание некоторым западным авторам утверждать, что Бауэр стал жертвой революции, но это неверно: до Октября он не дожил.
Евгений Бауэр поначалу был вовсе далек от кино. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества дружил со старшим по классу Федором Шехтелем, училища не окончил. Потом легко менял профессии, нигде долго не задерживаясь, служил в театре актером и гримером-художником, увлекался фотографией, но известность приобрел как сценограф, мастер пышных зрелищ в увеселительных садах у Лентовского у Омона, в оперетте Потопчиной.
Восстанавливать сумбурную деятельность Бауэра до сих пор приходится по скупым данным городских архивов и московской прессы. В них-то, в частности, обнаруживается его имя среди собственников по Селезневской улице и застройщиков по вновь проектируемой рядом улице в 1902 -1905 годах. Но не недвижимость манила Бауэра, а идея устроить народный сад и в нем театр с дешевыми билетами, для чего и откупил он пустырь в местности близ Божедомки по названию Антроповы ямы. Как сообщалось в газетах, «Новый Театр-буффо и сад Бауэра» был открыт в мае 1903 года, билеты там стоили 50 копеек (по тем временам очень дешево). И уже в августе он прогорел и был продан.
Так что же? Дилетант на всех поприщах, может, и неудачник, ведь ему уже почти сорок? Или — просто персонаж артистической богемы, всегда элегантный, блистательный и в широкой бархатной блузе, и в модной паре: «французские» усы, прямой пробор; муж эстрадной и опереточной певицы, роскошной блондинки Лины Бауэр...
Однако Валентин Туркин, один из лучших ранних кинокритиков, анализируя путь Бауэра к кино в 1916 году, в пик его славы, усмотрел закономерность «поисков себя»: «Жизнь его — хорошая школа для кинематографического режиссера... И последний и блестящий экзамен на истинного работника искусства — он провалился на антрепризе». То есть уже «при капитализме» в понимании передовых деятелей искусства кинокоммерция противопоставлялась кинотворчеству.
Прибавим, что та же антреприза весьма интересна как определённое предвестие в жизни Бауэра: ведь одна из верных дорог к искусству кино вела как раз от зрелищ в садах, от «туманных картин», от «балагана под открытым небом», от всех этих батальных
«Взятий Азова» и «Синопских боев».
В качестве известного в Москве художника-декоратора Бауэр был приглашён производящей фирмой «Т/Д Дранков и Талдыкин» оформить пышное и почти официозное кинозрелище к юбилейным дням — «Трехсотлетие царствования Дома Романовых (1613 — 1913)». Постановка эта, в художественном отношении весьма бездарная и слабая (хотя сохранившиеся фрагменты сегодня, естественно, имеют исключительную ценность документа), была поворотной в судьбе будущего кинорежиссера. Оказалось, что экран и Бауэр были «созданы друг для друга», что у этого не первой молодости новичка имеется прирожденный кинематографический талант.
Историческими декорациями боярской костюмировкой «Дома Романовых», стилем «рюсс» Бауэр не соблазнился. Его влекла к себе современность, город, улица, набережные Москвы-реки, интерьеры министерских особняков и заводские, ипподром и цирк, бедняцкие каморки, роскошные рестораны, трактиры, театры — словом, Москва контрастов, бурления, страстей. Уже в 1913 году он выступил не только художником, но и постановщиком нескольких картин у «Братьев Пате» и на кинофабрике «Стар» (А.Ханжонков и братья Пате — совместно). Одну из них (режиссерский дебют Бауэра — «Сумерки женской души») В.Вишневский, автор основополагающего для историков кино каталога «Художественные фильмы дореволюционной России», справедливо назвал «крайне характерной для всего его творчества».
Нея Зоркая
«Искусство кино» № 10, 1997 год
Режиссер
1917 Революционер1917 Набат1917 Ложь1917 Лина под экспертизой, или Буйный покойник1917 Король Парижа1917 За счастьем1916 Ямщик, не гони лошадей1916 Чужая душа1916 Человеческие бездны1916 Умирающий лебедь1916 Сын мой, где ты?1916 Смерч любовный1916 Сказка синего моря1916 Сестры Бронские1916 Разорванные цепи1916 Приключение Лины в Сочи1916 О, женщины...1916 О, если б мог выразить в звуках...1916 Одна из многих1916 Нина1916 Нелли Раинцева1916 Невеста студента Певцова1916 Марионетки рока1916 Лунная красавица1916 Королева экрана1916 Колдунья1916 Загадочный мир1916 Жизнь, побежденная смертью1916 Жизнь за жизнь1916 Гриф старого борца1916 Возмездие1916 В мире должна царить красота1916 Вечно лишь то, что утрачено1915 Я - Царь, я - Раб, я - Червь, я - Бог1915 Юрий Нагорный1915 Убийство балерины Пламеневой1915 Тысяча вторая хитрость1915 Счастье вечной ночи1915 Сто тысяч1915 Похождения Шпейера и его шайки "Червоных валетов"1915 После смерти1915 Поединок роковой1915 Пламя неба1915 Песнь торжествующей любви1915 Первая любовь1915 От преступления к преступлению1915 Обожженные крылья1915 Леон Дрей1915 Кумиры1915 Ирина Кирсанова1915 Из мира таинственного1915 Жемчужное ожерелье1915 Достойный нации1915 Доктор с собачьей площадки1915 Дети века1915 Грезы1915 Братья Борис и Глеб1915 Акулькина карьера1914 Шкап смерти1914 Холодные души1914 Трансформатор (фильм-спектакль)
1914 Только раз в году1914 Тайна германского посольства1914 Сын своего народа1914 Страничка жизни1914 Слезы1914 Слава — нам, смерть — врагам1914 Сила сопротивления1914 Немые свидетели1914 Люля Бек1914 Идеалы современной молодежи1914 Злая ночь1914 Жизнь в смерти1914 Ее геройский подвиг1914 Дитя большого города1914 Брак по публикации1913 Тайна портрета профессора Инсарова1913 Сумерки женской души | Twilight of a Woman's Soul
1913 Страшная месть горбуна К.1913 Преступная страсть1913 Лесная сказка1913 Кровавая слава1913 Вольная птицаСценарист
1917 Набат1917 Король Парижа1916 Жизнь за жизнь1915 После смерти1915 Песнь торжествующей любви1914 Холодные душиОператор
1916 О, если б мог выразить в звуках...Художник
1917 Революционер1916 Ямщик, не гони лошадей1916 Сестры Бронские1916 О, если б мог выразить в звуках...1916 Нина1916 Марионетки рока1916 Королева экрана1916 Гриф старого борца1916 В мире должна царить красота1916 Вечно лишь то, что утрачено1915 Юрий Нагорный1915 Убийство балерины Пламеневой1915 Счастье вечной ночи1915 Поединок роковой1915 Песнь торжествующей любви1915 Леон Дрей1915 Ирина Кирсанова1915 Из мира таинственного1915 Дети века1914 Страничка жизни1914 Немые свидетели1914 Злая ночь1914 Жизнь в смерти1914 Дитя большого города1913 Трехсотлетие царствования дома Романовых1913 Тайна портрета профессора Инсарова1913 Сумерки женской души | Twilight of a Woman's Soul
1913 Страшная месть горбуна К.1913 Преступная страсть1913 Лесная сказка1913 Кровавая слава