Luis Bunuel
Luis Buñuel
22 февраля 1900 года (селение Каланда, провинция Теруэль, Арагон, Испания) — 29 июля 1983 года (Мехико, Мексика).
Испанский кинорежиссёр.
Учиться от начал в шесть лет у братьев "корасонистас", принадлежащих к ордену Святого сердца Господнего. Через год Луиса перевели на полупансион в иезуитский "Колледж дель Сальвадор" в Сарагосе, в котором ончился до 1917 года.
В 1917 году Луис вместе с отцом приехал в Мадрид, чтобы продолжить образование в Студенческой резиденции. Он поступил в мадридский университет. Луис долгое время не мог найти свое призвание: он занимался агрономией, естественными науками, затем — философией, историей и литературой.
В студенческие годы его близкими друзьями стали Сальвадор Дали и Федерико Гарсиа Лорка, который открыл ему подлинную испанскую поэзию, привил любовь к народной культуре.
Здесь он познакомился с выдающимися испанскими писателями, поэтами, философами, в том числе Гальдосом, Ортегой-и-Гассетом, Унамуно, Валье-Инкланом, Эухенио д’Орсом, Антонио Мачадо, Хуаном Рамоном Хименесом.
В 1925 году Бунюэль переехал в Париж, участвовал в движении "Авангард", работал ассистентом режиссёра Жана Эпштейна. Часто посещал синематику. Кино все активнее вторгалось в его жизнь. Бунюэль работал в съёмочных группах и на студиях. Наконец Луис признался матери, что хочет снимать кино, а для этого нужны деньги. Посоветовавшись с юристом, мадам Бунюэль финансировала первую картину сына. Вероятно, ни одна кинофирма не решилась бы поставить столь необычную, шокирующую ленту — "Андалузский пес".(1928). Этот фильм продержался на афише восемь месяцев. Все это время в полицию поступали требования запретить этот фильм как неприличный и жестокий.
Ещё больший скандал и нападки со стороны буржуазных и клерикальных кругов вызвала картина Бунюэля "Золотой век" (1930), которая была снята по заказу известного парижского мецената виконта Шарля де Нойа. Бунюэль начал снимать в Париже, потом уехал к Дали на Коста-Браво. Однако их совместное творчество ограничилось единственным днём, произошла ссора на всю жизнь. Бунюэль заканчивал картину один, хотя в титрах он указал в качестве автора и Дали. Во Франции фильм был запрещен к показу. В это время Бунюэль проходил стажировку в Голливуде.
Пять лет был под запретом и документальная лента режиссера "Лас Урдес. Земля без хлеба" (1932), в которой он показал невыносимые условия крестьянского труда.
Вернувшись из Америки в Париж, Бунюэль занимался дуюляжами для фильмов "Парамаунта". Его холостяцкую жизнь скрашивала Жанна Рюкар, студентка, изучающая анатомию в Сорбонне. Свои отношения они оформили в начале 1934 года, причем Луис запретил семье невесты присутствовать на свадьбе в мэрии.
Сразу после женитьбы Бунюэль получил должность руководителя дубляжной студии "Уорнер бразерс" в Мадриде. Вместе с Жанной, приехавшей из Парижа с младенцем Жаном-Луи, он занял многокомнатную квартиру.
В 1935 году Луис Бунюэль поступил на службу Испанской Республики в качестве директора кинофирмы !Фильфоно". Он продюсировал картину Луиса Маркина "Дон Кинтин-горемыка". На доходы от проката Бунюэль купил в Мадриде земельный участок в два гектара, который выгодно перепродал в 1960-х годах.
Творчество Бунюэля было прервано разразившейся в Испании гражданской войной. Режиссёр решительно встал в ряды республиканцев; в 1936 году правительство республиканской Испании назначило его атташе во Франции, он также содействовал постановке антифашистских и антифранкистских документальных лент ("Испанская земля" Йориса Ивенса).
После окончания гражданской войны, в 1938 году, в поисках работы Бунюэль переехал в Нью-Йорк. И тут Сальвадор Дали распространил информацию о том, что Бунюэль является атеистом и марксистом. В результате вмешательства арихиепископа Нью-Йорка и государственного управления Бунюэль в 1942 году вынужден был уйти из синематики.
На этом его неприятности не закончились: Луиса замучил ишиас, он с трудом передвигался на костылях. Бунюэль был счастлив, когда его взяли дублировать на испанский язык документальные фильмы об американской армии.
В Голливуде Бунюэль пробыл всего два года, после чего надолго обосновался в Мексике, приняв гражданство этой страны (1949). Здесь он поставил 19 из 33 своих фильмов.
К режиссёрской деятельность он вернулся в 1946 году, переехав в Мексику, где познакомился с продюсером Оскаром Дансижье. После двух коммерческих фильмов — "Большого казино" (1947), провалившегося в прокате, и "Большого кутилы" (1949), имевшего большой успех у зрителей, — Бунюэль поставил один из лучших своих фильмов — "Забытые" (1950), в котором рассказывал о трагической судьбе подростков-беспризорников.
На фестивале в Каннах "Забытые" были удостоены призом за лучшую режиссерскую работу, а также премией ФИПРЕССИ.
Особое место в жизни и творчестве Бунюэля занимает фильм "Виридиана". В 1961 году Франко пригласил режиссера вернуться на родину, и тот принял приглашение. Созданная Буньюэлем "Виридиана" была отмечена жесткой выразительностью кинематографического решения и высоким мастерством актёров, продемонстрировала несостоятельность попыток социальной утопии в перегороженном классовыми барьерами мире. И она была тут же запрещена франкистской цензурой по обвинению в оскорблении религиозных ценностей — и удостоилась Гран-при кинофестиваля в Каннах.
Этот фильм ознаменовал собой начало нового этапа в творчестве Буньюэля — почти все последующие его картины вошли в золотой фонд мирового кинематографа.
В его фильмах 1960-1970-х годов рассматриваются этико-психологические аспекты современного общества. Последний фильм мексиканского периода Бунюэля — «Симон-пустынник» (исп. Simón del Desierto, 1965).
Перебравшись во Францию, Бунюэль начинает сотрудничество с продюсером Сержем Зильберманом. Лучшие свои роли в кино актриса Катрин Денёв сыграла в драмах Бунюэля "Дневная красавица" (удостоенной главного приза Венецианского фестиваля) и "Тристана".
В фарсово-сюрреалистической стилистике сняты фильмы "Скромное обаяние буржуазии" (1972) и "Этот смутный объект желания" (1977), получившие премии "Оскар", и "Призрак свободы" (1974).
За вклад в мировое киноискусство режиссёр был удостоен призов на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977) — "Золотая раковина" за творческую карьеру, Москве (1979), Венеции (1982).
Последние годы своей жизни Луис Бунюэль провёл в Мексике, и скончался он летом 1983 года в Мехико от сердечной и почечной недостаточности. Похоронен в капелле доминиканского монастыря Сан Альберто Маньо (святого Альберта Великого) в Университетском культурном центре в Мехико.
О своей жизни и творчестве он рассказал в книге мемуаров "Мой последний вздох", опубликованной в 1982 году.
роли в кино
1984 Назарин | Nazarin (Мексика, короткометражный)
1974 Фантом свободы | Phantom of Liberty, The | Fantôme de la liberté, Le (Италия, Франция) :: эпизод
1966 Дневная красавица | Belle de jour (Франция, Италия) :: эпизод
1964 Плач по бандиту | Weeping for a Bandit | Llanto por un bandido (Испания, Италия, Франция)
1930 Золотой век | Age of Gold | Âge d'or, L' (Франция) :: эпизод
1929 Андалузский пёс | An Andalusian Dog | Un chien andalou (Франция) :: человек в прологе
1926 Мопра | Mauprat (Франция)
озвучивание
1969 Млечный путь | Milky Way, The | Voie lactée, La (Франция, ФРГ, Италия)
Режиссер
1977 Этот смутный объект желания | That Obscure Object of Desire | Cet obscur objet du désir (Франция, Испания)
1974 Фантом свободы | Phantom of Liberty, The | Fantôme de la liberté, Le (Италия, Франция)
1972 Скромное обаяние буржуазии | Discreet Charm of the Bourgeoisie, The | Charme discret de la bourgeoisie, Le (Франция, Италия, Испания)
1970 Тристана | Tristana (Франция, Италия, Испания)
1969 Млечный путь | Milky Way, The | Voie lactée, La (Франция, ФРГ, Италия)
1966 Дневная красавица | Belle de jour (Франция, Италия)
1965 Симеон-столпник | Simon of the Desert | Simón del desierto (Мексика)
1964 Дневник горничной | Diary of a Chambermaid | Journal d'une femme de chambre, Le (Франция, Италия)
1962 Ангел-истребитель | Exterminating Angel, The | El angel exterminador (Мексика, Испания)
1961 Виридиана | Viridiana (Мексика, Испания)
1960 Девушка | Young One, The | Joven, La (Мексика, США)
1959 Назарин | Nazarín (Мексика)
1959 Лихорадка приходит в Эль-Пао | La Fièvre monte à El Pao (Франция)
1956 Смерть в этом саду | Death in the Garden | La Mort en ce jardin (Франция, Мексика)
1956 Это называется зарей | Cela s'appelle l'aurore (Франция)
1955 Попытка преступления | Ensayo de un crimen (Мексика)
1954 Робинзон Крузо | Robinson Crusoe | Las aventuras de Robinson Crusoe (Мексика)
1954 Иллюзия разъезжает в трамвае | Illusion Travels by Streetcar | La Ilusión viaja en tranvía (Мексика)
1954 Бездны страсти | Abismos de pasión (Мексика)
1953 Он | El (Мексика)
1952 Лестница в небо | Subida al cielo (Мексика)
1952 Женщина без любви | Mujer sin amor, Una (Мексика)
1951 Сусана | Susana | Carne y demonio (Мексика)
1951 Лестница на небо | La Hija del engaño (Мексика)
1950 Забытые | Los Olvidados (Мексика)
1949 Кутила | Great Madcap, The | Gran Calavera, El (Мексика)
1947 Большое казино | Gran Casino (Tampico) (Мексика)
1937 Часовой, тревога! | Guard! Alert! | ¡Centinela, alerta! (Испания)
1930 Золотой век | Age of Gold | Âge d'or, L' (Франция)
1929 Андалузский пёс | An Andalusian Dog | Un chien andalou (Франция)
Сценарист
1977 Этот смутный объект желания | That Obscure Object of Desire | Cet obscur objet du désir (Франция, Испания)
1974 Фантом свободы | Phantom of Liberty, The | Fantôme de la liberté, Le (Италия, Франция)
1972 Скромное обаяние буржуазии | Discreet Charm of the Bourgeoisie, The | Charme discret de la bourgeoisie, Le (Франция, Италия, Испания)
1970 Тристана | Tristana (Франция, Италия, Испания)
1969 Млечный путь | Milky Way, The | Voie lactée, La (Франция, ФРГ, Италия)
1966 Дневная красавица | Belle de jour (Франция, Италия)
1965 Симеон-столпник | Simon of the Desert | Simón del desierto (Мексика)
1964 Дневник горничной | Diary of a Chambermaid | Journal d'une femme de chambre, Le (Франция, Италия)
1962 Ангел-истребитель | Exterminating Angel, The | El angel exterminador (Мексика, Испания)
1961 Виридиана | Viridiana (Мексика, Испания)
1960 Девушка | Young One, The | Joven, La (Мексика, США)
1959 Назарин | Nazarín (Мексика)
1959 Лихорадка приходит в Эль-Пао | La Fièvre monte à El Pao (Франция)
1956 Смерть в этом саду | Death in the Garden | La Mort en ce jardin (Франция, Мексика)
1956 Это называется зарей | Cela s'appelle l'aurore (Франция)
1955 Попытка преступления | Ensayo de un crimen (Мексика)
1954 Робинзон Крузо | Robinson Crusoe | Las aventuras de Robinson Crusoe (Мексика)
1954 Бездны страсти | Abismos de pasión (Мексика)
1953 Он | El (Мексика)
1952 Лестница в небо | Subida al cielo (Мексика)
1952 Женщина без любви | Mujer sin amor, Una (Мексика)
1951 Сусана | Susana | Carne y demonio (Мексика)
1950 Забытые | Los Olvidados (Мексика)
1937 Часовой, тревога! | Guard! Alert! | ¡Centinela, alerta! (Испания)
1935 Дон Квинтин, горемыка | Don Quintin the Bitter | Don Quintín el amargao (Испания)
1930 Золотой век | Age of Gold | Âge d'or, L' (Франция)
1929 Андалузский пёс | An Andalusian Dog | Un chien andalou (Франция)
1928 Падение дома Ашеров | La Chute de la maison Usher (США)
Композитор
1969 Млечный путь | Milky Way, The | Voie lactée, La (Франция, ФРГ, Италия)
1930 Золотой век | Age of Gold | Âge d'or, L' (Франция)
Продюсер
1970 Тристана | Tristana (Франция, Италия, Испания)
1937 Часовой, тревога! | Guard! Alert! | ¡Centinela, alerta! (Испания)
1935 Дон Квинтин, горемыка | Don Quintin the Bitter | Don Quintín el amargao (Испания)
1929 Андалузский пёс | An Andalusian Dog | Un chien andalou (Франция)br>