Emilio Fernández
Мексиканский режиссёр, сценарист, актёр.
Полные имя и фамилия — Эмилио Фернандес Ромо.
Родился 26 марта 1903 года в местечке Дель Ондо, штат Коауила, Мексика.
Умер 6 августа 1986 года в Мехико, Мексика.
По матери Фернандес был индейцем, чем очень гордился, и в истории мирового кино он известен также под именем "Эль Индио" (El Indio).
Эмилио Фернандес, ещё при жизни ставший классиком, одним из первых обратился к народным истокам культуры в кинематографе, создав собственный оригинальный стиль. На протяжении 1940-х годов его творчество, отмеченное многочисленными премиями на международных фестивалях, было для зарубежных зрителей символом мексиканского кино.
Фернандес учился в военном училище в Мехико, в 1923 году, будучи замешанным в попытке государственного переворота, был приговорен к длительному тюремному заключению, но спустя три года ему удалось бежать в Калифорнию. Там Фернандес работал кем придется, пока не попал в Голливуд, где заметили его отличное мастерство наездника и взяли статистом. В Голливуде он провёл с 1928 по 1933 годы, выступая в эпизодических ролях. Здесь ему удалось посмотреть привезенный на студию для монтажа киноматериал, отснятый в Мексике Сергеем Эйзенштейном и Эдуардом Тиссэ, что укрепило его в мысли о возможности создавать мексиканские фильмы со своими актёрами о своей национальной действительности. Вернувшись на родину из США в 1933 году, Эмилио Фернандес навсегда связывает свою жизнь с кинематографом — пишет сценарии, выступает как актёр ("Сердце бандита", 1934, "Мария Елена", 1935), большую популярность приносит ему главная роль в фильме индейской тематики "Ханитцио" (1935) режиссёра Карлоса Наварро.
В 1941 году он наконец осуществляет давнишний замысел — дебютирует как режиссер картиной "Остров страсти", благожелательно принятой публикой и критикой. Настоящий же успех ждет его после премьеры третьего фильма — "Лесного цветка" (1943), драматической истории любви, вплетённой в бурные события мексиканской революции 1910-1917 ггодов Это был уверенный набросок того самобытного стиля, что позже станет характерным для всего творчества Эмилио Фернандеса. Здесь определилось ядро постоянной съёмочной группы режиссёра: оператор Габриэль Фи-героа, сценарист Маурисио Магда-лено, актёрский дуэт Долорес дель Рио (снимавшаяся до этого в Голливуде) и Педро Армендариса. Следующий фильм Эмилио Фернандеса "Мария Канделария", получивший международное признание (Большой приз на I МКФ в Каннах), знаменует рождение нового направления в мексиканском кино, названного школой Фернандеса — Фигероа. "Мария Канцелярия", сюжет которой развивался по законам мелодрамы, отличалась поэтической атмосферой, лирической интонацией, живописностью картин жизни индейского поселка, где разворачивалась трагическая история любви красавицы Марии и бедняка-крестьянина Лоренсо. Фернандес приобретает статус ведущего режиссёра Мексики, его ленты 1940-х годов "Покинутые", "Бу-гамбилья" (обе награждены призами Мексиканской киноакадемии), "Жемчужина" (приз Мексиканской киноакадемии; 4 приза на VIII МКФ в Венеции), "Рио Эскондидо"(приз Мексиканской киноакадемии), "Макловия"(медаль президиума Совета министров Италии на IX МКФ в Венеции), "Сельская девушка" (в нашем прокате "Мексиканская девушка", приз Мексиканской киноакадемии), ставшие вехами в истории национальной кинематографии, демонстрируются и за рубежом. Этим картинам свойственны эмоциональность, обнажённость чувств, сочетание реалистического и романтического начал. Причем романтизация героев заложена не только в драматургии, но облачена в строго отточенную художественную форму, в чем немалая заслуга соавтора режиссёра — оператора Г. Фигероа, признанного мастера светотени, камера которого открывала суровую красоту мексиканского пейзажа, живописность и скульптурность действующих лиц. Особым пластическим совершенством отличаются картины "Жемчужина" (1945, по одноименной повести Дж. Стейнбека) и "Рио Эскон-дидо" (1947), где в роли сельской учительницы Росауры, отважной защитницы бесправных крестьян-индейцев, выступила актриса высокого трагедийного накала Мария Феликс. Многое роднит стиль Фернандеса и Фигероа с живописью мексиканских художников-муралис-тов Диего Риверы, Хосе Клементе Ороско и Давида Сикейроса, поскольку отражает распространённое в тот период течение индеанизма, то есть поиска в исконно народной традиции основы современного демократического искусства. Режиссёр, точно уловив требование времени, вывел на экран новых героев — индейцев: крестьян, рыбаков; с сочувствием и драматизмом он обрисовал их угнетённое положение, хотя его социальная критика и не отличалась особой глубиной.
Излишняя эстетизация и определённый схематизм в изображении героев постепенно превратились в ловушку для режиссёра, начавшего повторяться. Определённым водоразделом в творчестве Фернандеса послужила картина "Сеть" (1953), изысканная в формальном плане и замкнутая на любовных взаимоотношениях трёх персонажей: женщины и двух мужчин, обитающих в хижине на берегу моря. После её провала в прокате продюсеры объявили Фернандесу бойкот. В 1950-е годы его творчество переживает заметный упадок, он возвращается к актёрскому ремеслу, снимаясь до последних лет жизни не только на родине, но и в Испании и США. Лучшие его роли сыграны в фильме "Кукарача" (1958) И. Родригеса и в картине, им же самим поставленной, "Верный солдат Панчо Вильи" (1967).
В 1970-е годы Фернандес предпринял несколько попыток вновь обратиться к режиссуре (фильмы "Чока", "Красная зона", "Северный ветер" — в нашем прокате "Возвращение Аурелио", "Эротика"), воскресив старые свои сюжеты, с участием других исполнителей, не выдержавших сравнения со знаменитыми предшественниками.
Эмилио Фернандес, отличавшийся буйным нравом и несколько раз попадавший в тюрьму по обвинению в убийстве, влюблялся во многих своих актрис, был дважды женат, вторая его супруга Колумба Домин-гес более всего известна по главной роли в "Сельской девушке".
Т. Ветрова
призы и награды
В 1946 году Гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Мария Канделария».
В 1947 году премия Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру за фильм «Жемчужина».
В 1962 году награду «Лучшему фильму на испанском языке» на международном фестивале в Сан-Себастьяне за фильм «Pueblito»
В 1967 году номинация на гран-при Московского МКФ фильма «Верный солдат Панчо Вильи».
роли в кино
1985 Пираты | Pirates (США, Франция) :: Анхелито
1984 У подножия вулкана | Under the Volcano (США)
1976 Коломбо: Дело чести | Columbo: A Matter of Honor (США)
1975 Побег | Breakout (США)
1975 Леди Удача | Lucky Lady (США)
1974 Принесите мне голову Альфредо Гарсия | Bring Me the Head of Alfredo Garcia (Мексика, США) :: Эль Джеф
1973 Пэт Гэрретт и Билли Кид | Pat Garrett & Billy the Kid (США) :: Пако
1972-1975 Кунг-фу | Kung Fu (США)
1969 Дикая банда | Wild Bunch, The (США)
1968 Битва в Сан-Себастьяне | A Wall for San Sebastian | Bataille de San Sebastian, La (Франция, Италия, Мексика) :: эпизод
1967 Преданный солдат Панчо Вильи | Dorado de Pancho Villa, Un (Мексика) :: Аурелио Перес :: главная роль
1967 Военный фургон | War Wagon, The (США) :: Калита
1966 Возвращение великолепной семерки | Return of the Seven (Испания, США) :: Франциско Лорка
1966 Аппалуза | Appaloosa, The (США)
1964 Ночь Игуаны | Night of the Iguana, The (США) :: эпизод
1939 Хуан смельчак | Juan sin miedo (Мексика)
1936 На большом ранчо | Allá en el Rancho Grande (Мексика)
Режиссер
1967 Преданный солдат Панчо Вильи | Dorado de Pancho Villa, Un (Мексика)
1960 Кукарача
1958 Любовное свидание | Cita de amor, Una (Мексика)
1954 Похищение | El Rapto (Мексика)
1950 Факел | The Torch | La antorcha (США)
1949 Нелюбимая | Malquerida, La (Мексика)
1949 Мексиканская девушка | Pueblerina (Мексика)
1948 Рио Эскондидо | Hidden River | Río Escondido (Мексика)
1948 Макловия | Maclovia (Мексика)
1947 Беглец | The Fugitive | El fugitivo (США)
1946 Жемчужина | Pearl, The | Perla, La (Мексика)
1945 Бугамбилья | Bugambilia (Мексика)
1943 Мария Канделария | María Candelaria (Xochimilco) (Мексика)
1943 Лесной цветок | Wild Flower | Flor silvestre (Мексика)
Сценарист
1967 Преданный солдат Панчо Вильи | Dorado de Pancho Villa, Un (Мексика)
1954 Похищение | El Rapto (Мексика)
1950 Факел | The Torch | La antorcha (США)
1949 Нелюбимая | Malquerida, La (Мексика)
1949 Мексиканская девушка | Pueblerina (Мексика)
1948 Рио Эскондидо | Hidden River | Río Escondido (Мексика)
1948 Макловия | Maclovia (Мексика)
1946 Жемчужина | Pearl, The | Perla, La (Мексика)
1943 Мария Канделария | María Candelaria (Xochimilco) (Мексика)
Продюсер
1967 Преданный солдат Панчо Вильи | Dorado de Pancho Villa, Un (Мексика)
1964 Ночь Игуаны | Night of the Iguana, The (США)
1947 Беглец | The Fugitive | El fugitivo (США)