Iosif Kheifits
4 (17) декабря 1905 года, Минск — 24 апреля 1995 года, Санкт-Петербург.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957).
Народный артист СССР (1964).
В 1927 году окончил Ленинградский техникум экранного искусства, а в 1928 году — кинофакультет Института истории искусства.
В 1928 году пришёл работать на кинофабрику «Совкино» (ныне — киностудия «Ленфильм»). В кино дебютировал сначала как сценарист, совместно с А. Г. Ивановым и А. Г. Зархи создав сценарии фильмов «Луна слева» и «Транспорт огня».
Позже стал режиссёром-постановщиком, причём с 1928 по 1950 годы работал совместно с А. Г. Зархи, возглавил 1-ю комсомольскую постановочную бригаду ленинградской фабрики «Совкино» (ныне киностудия «Ленфильм»). Во время эвакуации, в 1941-1942 годах, занимал должность художественного руководителя Ташкентской и Тбилисской киностудий, а потом вернулся в Ленинград. Член ВКП(б) с 1945 года.
В центре магистрального киносюжета, слагаемого И.Е. Хейфицем, даже когда он насыщен явной общественной значимостью («Депутат Балтики» или «Член правительства»), находится частная жизнь человека. В 1930-е годы это обстоятельство вызывало критические налеты. Профессора Полежаева называли «гимназистом, обложенным ватой», «рождественским дед морозом». Передовую колхозницу Александру Соколову обвиняли в «плаксивости», в том, что она слишком «баба». В 1950-е годы такой герой оказался более внятен и вместе с тем любим зрителем. В картинах «Большая семья» и «Дело Румянцева», при всей их насыщенности советскими мифологемами, сюжет строится на конфликте «индивид — коллектив». И доброкачественность семейного или трудового коллектива проверяется тем, насколько он в своей жизни учитывает самоценность индивидуальности, часто выпадающей из общих правил существования.
В 1960-1980-е годы, концепция киногероя у Хейфица заметно усложняется, может быть, поэтому его привлекает чеховская и тургеневская проза, произведения современников Павла Нилина и Бориса Васильева. Стихийная преднамеренность жизненного потока, непредсказуемость самой человеческой индивидуальности, а вследствие этого противоречивость её жизненной позиции, несовпадение с устоявшимися представлениями о нормах поведения — вот что становится главным предметом художественного интереса. В этом смысле симптоматично название экранизации чеховской «Дуэли», предложенное режиссёром, — «Плохой хороший человек». Действительно, каков здесь Лаевский в исполнении О.И. Даля или фон Корен В.С. Высоцкого? А Таня Фешева из «Единственной» по рассказу Нилина «Дурь», сыгранная Еленой Прокловой, или её молодой супруг Коля (Валерий Золотухин)? «Упрощённые мерки, с которыми мы порой пытаемся подойти к человеческой душе, так часто оказываются никуда не годными...» — сказанное Хейфицем по поводу «Единственной» имеет отношение ко всем его картинам последних десятилетий.
Такая концепция человека на экране делает Хейфица принципиально актёрским режиссёром. Установка на актёра определяет систему выразительных средств: крупный план человеческого лица; средний, где герой сопрягается со средой; психологическая деталь в актерской игре; свободный внутрикадровый монтаж, позволявший актеру проявить себя. Последний фильм мастера — «Бродячий автобус». И здесь режиссёр, будучи уже в довольно почтенном возрасте, нашел новый творческий поворот, но, опираясь на привычное внимание к человеку и среде его бытия. Остро кризисных ситуаций, как было в сюжетах прошлых лет, здесь вроде бы и нет. По провинции колесит разбитый автобус с уставшими актёрами, выступающими в полупустых холодных клубах, а вокруг проистекает жизнь, страшно далекая, кажется, от всего, что имеет отношение к искусству. Но в какой-то момент никому не известные провинциальные актёры начинают играть саму жизнь, за что и платят полной мерой, как это и полагается в высоком искусстве.
Преподавал в актерской школе при киностудии "Ленфильм", на Высших курсах режиссеров и сценаристов. С 1971 по 1986 год являлся первым секретарем Ленинградского отделения Союза кинематографистов СССР.
Похоронен на Мемориальном кладбище в посёлке Комарово под Санкт-Петербургом.
Сыновья — режиссёр Д. И. Светозаров и кинохудожник В. И. Светозаров; польский кинооператор Юлий Иосифович Жеймо (Julian Żejmo, от брака с актрисой Я. Б. Жеймо).
"...Помню, на съемках фильма "Член правительства" Вера Марецкая замечательно сыграла один трудный эпизод. Ситуация такова: от ее героини ушел муж, а брат мужа является к ней с определенными намерениями. И когда она выясняет цель его визита, у нее начинается приступ хохота. Получилось это у Марецкой предельно искренне и заразительно. Но тут оператор шепнул мне на ухо, что не ручается за качество съемки. Надо бы, мол, повторить. Марецкая огорчилась, понимая, что второй раз у нее так уже вряд ли получится. Но если надо, то надо. Только для надежности она попросила меня встать сбоку и в нужный момент показать ей смешную рожу. Я действительно выкинул какой-то фортель, и она расхохоталась не хуже, чем в первый раз. В этот момент оператор сообщает мне, что в разгар эпизода у него кончилась пленка. Ситуация прямо-таки скандальная. Я осторожно подхожу к Вере Петровне и с извинениями даю ей понять, что придется все повторить еще разок. Она попросила меня показать ей в нужный момент что-нибудь еще более смешное, пусть даже на грани приличия. Не стану раскрывать, на какое ухищрение пошел я, чтобы рассмешить Веру Петровну. Скажу о главном - в третьем дубле она, кажется, превзошла себя. Даже осветители хохотали так, что вышки со светом тряслись. (Иосиф Хейфиц)"
призы и награды
Герой Социалистического Труда (1975).
Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Депутат Балтики» (1936).
Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «Разгром Японии» (1945).
Два ордена Ленина (1975, ?).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, ?).
Орден Дружбы народов (1985).
Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1993).
"Депутат Балтики" в 1937 году получил "Гран-при" Международной выставки в Париже, а в 1946 году - медаль Венецианского кинофестиваля.
"Большая семья" становится лауреатом Каннского кинофестиваля и Недели международного кино в Мехико.
"Дело Румянцева" - лауреат кинофестиваля в Карловых Варах
"Дорогой мой человек" берет вторую премию на кинофестивале в Киеве и входит в тройку лучших фильмов 1958 года.
"Дама с собачкой" получает приз Международного кинофестиваля в Каннах, 1960.
"В городе С" - премия МКФ в Риме, 1967.
"Салют, Мария!" - премии на кинофестивалях в Коломбо и Боготе.
"Плохой хороший человек" - приз МКФ в Чикаго, 1974.
"Впервые замужем" (1979, главные призы МКФ в Карловых Варах и Лондоне).
участие в фильмах
1995 Чтобы помнили... (документальный)
1969 Рядом с другом (документальный)
Режиссер
1993 Рядовой случай
1989 Бродячий автобус
1988 Вы чье, старичье?
1987 Вспомним, товарищ | Let's Remember, Comrades
1985 Подсудимый
1982 Шурочка1979 Впервые замужем
1977 Ася
1975 Единственная1973 Плохой хороший человек
1970 Салют, Мария!1966 В городе С.1963 День счастья
1961 Горизонт
1960 Дама с собачкой1958 Дорогой мой человек
1955 Дело Румянцева
1954 Большая семья
1953 Весна в Москве | Spring in Moscow (фильм-спектакль)
1950 Огни Баку | Fires of Baku, The
1948 Драгоценные зёрна
1946 Во имя жизни
1945 Разгром Японии (документальный)
1944 Малахов курган | Last Hill, The
1942 Его зовут Сухэ-Батор1939 Член правительства
1936 Депутат Балтики
1935 Горячие денёчки
1933 Моя Родина | My Motherland
1931 Полдень | Noon
1930 Ветер в лицо | Wind in the Face
1928 Песнь о металле (короткометражный)
Сценарист
1989 Бродячий автобус
1988 Вы чье, старичье?
1987 Вспомним, товарищ | Let's Remember, Comrades
1985 Подсудимый
1982 Шурочка1979 Впервые замужем
1977 Ася
1975 Единственная1973 Плохой хороший человек
1970 Салют, Мария!1966 В городе С.1963 День счастья
1960 Дама с собачкой1958 Дорогой мой человек
1955 Дело Румянцева
1954 Большая семья
1953 Весна в Москве | Spring in Moscow (фильм-спектакль)
1950 Огни Баку | Fires of Baku, The
1946 Во имя жизни
1944 Малахов курган | Last Hill, The
1942 Его зовут Сухэ-Батор1939 Член правительства
1936 Депутат Балтики
1935 Горячие денёчки
1933 Моя Родина | My Motherland
1931 Полдень | Noon
1929 Транспорт огня
1928 Луна слева