6 июня 1889, Проскуров (ныне - Хмельницкий, Украина) - 22 июня 1965, Москва
Художник и режиссёр мультипликации.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (12.06.1964).
Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. Начал рисовать в гимназии, в 1908—1910 годах работал в Париже в частной скульптурной мастерской; в 1911—1914 годах учился на юридическом факультете Петербургского университета (не закончил), затем обучался в Императорской Академия художеств (Санкт-Петербург), в 1918 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1918 по 1923 год служил в Красной Армии, где занимался прикладной художественной и скульптурной работой, затем вернулся в Петроград, где продолжил занятия прикладными работами и работал инструктором-художником Государственного художественно-промышленного техникума.
Книжная иллюстрация
С 1926 года работает в издательстве «Радуга» и в детской редакции Ленгиза над иллюстрациями детских и юношеских книг, рядом с Владимиром Лебедевым. Цехановский, наряду с Соломоном Телингатером принял предложенный Эль Лисицким конструктивистский графический метод. Среди авторов иллюстрированных Цехановским книг — Илья Ионов («Топотун и книжка»), М. Ильин («Карманный товарищ», «Человек и стихия»), Самуил Маршак («Почта», «Приключения стола и стула», «Семь чудес»), Борис Житков («Ураган», «Телеграмма», «Рассказы о технике»). Также печатал так называемые «кинокнижки» (кинеограф) — «Мяч», «Бим-Бом», «Поезд», при перекидывании страниц которых создавалась короткая анимация, содержащая некоторые кинематографические приемы.
Мультипликация
В 1928 по 1936 и с 1938 по 1942 годы Михаил Цехановский работает режиссёром-мультипликатором на Ленинградской кинофабрике «Совкино» (затем «Ленфильм»). Первой киноработой Цехановского стал мультфильм «Почта» (1928), основанной на собственных иллюстрациях к книге С. Маршака, и развивающий конструктивистский метод, реализованный в книге. В 1929 году вместе с Евгением Шолпо и Арсением Авраамовым стоял у истоков «рисованного звука» — синтезирования музыкальных произведений посредством графического изображения звуковых дорожек на киноплёнке.
В 1930 году вышла озвученная версия «Почты» (композитор Владимир Дешевов, конферанс Даниила Хармса), ставшая первым советским звуковым мультфильмом. Также «Почта» стала первым советским мультфильмом, имевшим широкую аудиторию, первым советским мультфильмом, широко показывавшимся за рубежом, а раскрашенная вручную версия стала первым советским цветным фильмом. Также новизной фильма стали неожиданные диагональные ракурсы и ритмическая, синхронизированная со звуком, организация рисунка. Экспериментальный звуковой фильм «Пасифик 231» (1931 год, 10 мин.) на музыку Артюра Онеггера использовал идею полной синхронности звука и изображения в изощрённой визуальной-звуковой композиции, включающей монтаж съёмок действий дирижёра и оркестра, сопоставляемых с движениями составных частей паровоза.
Мультфильм «Сказка о попе и его работнике Балде» по сказке А. С. Пушкина должен был стать первым полнометражным фильмом Цехановского и пятым фильмом, музыку к которому писал Дмитрий Шостакович. Работа над фильмом началась в 1933 году, Шостакович написал часть партитуры в 1933—1934 годах, в ноябре 1934 года композитор писал «Масса острых, гиперболических положений, гротескных персонажей… Писать музыку легко и весело». В 1936 году Шостакович был вынужден остановить работу после появления статьи «Сумбур вместо музыки», критикующей «формализм» в работах композитора. Также возникали организационные проблемы на киностудии, а механически взаимосвязанные движения чёрно-белых персонажей представлялись критиками противоречащими «высокому стилю пушкинской сказки». В конце концов, анимация к фильму была отснята почти полностью, и сдана на хранение в архив Ленфильма, где была уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Ленинграда в начале Великой отечественной войны в 1941 году. Из полнометражного фильма сохранился лишь шестиминутный фрагмент «Базар» со стихами Александра Введенского и недописанная и разрозненная партитура Шостаковича, восстановленная и дописанная учеником композитора Вадимом Биберганом в 2005 году. Цехановский в своих дневниках называл судьбу картины «катастрофой».
призы и награды
1949 МКФ в Марианских Лазнях - Премия за лучший фильм для детей (Цветик-семицветик, 1948)
1951 МКФ в Карловых Варах - Приз (Сказка о рыбаке и рыбке, 1950)
1958 ВКФ - Поощрительный диплом коллективу (Девочка в джунглях, 1956)
1960 МКФ в Мардель-Плата - Приз "Серебряный дубовый листок" (Царевна-лягушка, 1954)
Режиссер
1964 Почта (анимационный)
1962 Дикие лебеди (анимационный)
1960 Лиса, бобер и другие (анимационный)
1959 Легенда о завещании мавра (анимационный)
1958 Сказ о Чапаеве (анимационный)
1956 Девочка в джунглях (анимационный)
1954 Царевна-лягушка (анимационный)
1952 Каштанка (анимационный)
1950 Сказка о рыбаке и рыбке (анимационный)
1948 Цветик-семицветик (анимационный)
1944 Телефон (анимационный)
1942 Елка (новогодняя сказка) (анимационный)
1941 Киноконцерт 1941 года
1940 Сказка о глупом мышонке (анимационный)
1931 Гопак (пляс) (документальный)
1929 Почта (анимационный)
Сценарист
1964 Почта (анимационный)
1940 Сказка о глупом мышонке (анимационный)
Художник
1964 Почта (анимационный)
1944 Телефон (анимационный)
1929 Почта (анимационный)