Русский актер, театральный режиссер-новатор, театровед, балетный критик.
Родился в 1876 году в Москве в обеспеченной семье (его родители владели несколькими домами в районе Каретного рада).
Получив образование в изолированной от внешней жизни среде Московского отделения Императорского театрального училища (1898–1901), после выпуска он был принят в труппу Художественного театра.
На сцене МХТ в 1901–1905 годах Вашкевич выступил в малозначительных ролях. Вынужденное творческое бездействие молодого актера вело к растущей неудовлетворенности своим положением в театре и критике репертуара МХТ.
Летом 1903-го принял участие в спектакле севастопольской труппы А. С. Кошеверова и Мейерхольда.
Внимание и чуткость Вашкевича к идеям обновления театра, которые он легко подхватывал на лету и использовал в собственной деятельности, отразились в возникшем в Москве замысле постановок «в новом, ультрасовременном жанре», противостоящих Художественному театру. Вашкевич в поисках новых художественных решений решает создать новый тип театрального зрелища на принципах, общих с античным театром. Открытие театра Вашкевича «Театра Диониса» состоялось 4 января 1906 года в Московском литературно-художественном кружке постановкой драмы Бальмонта «Три расцвета». Это был первый символистский спектакль в России.
Спектакль был оценен критикой резко отрицательно. По сути дела, критиками не было понято и отмечено новаторство нового течения.
Тем не менее, через несколько лет «феномен Вашкевича» рассматривают как расширяющий реальный комментарий к ярким событиям переходного времени, как характерное веяние эпохи глобальных переоценок.
Несмотря на то, что в 1912 году Мейерхольд оставил резко негативный отзыв о Вашкевиче, позднее, в августе 1918 года совершенно определенно называл «Театр Диониса» Вашкевича «первым театром, который можно считать пионером подлинного футуристического театра, … и отвлекало нас от сонного и неподвижного состояния чеховского театра»
При жизни режиссера спектакль «Театра Диониса» был назван «первой попыткой переоценить театральную эстетику того времени».
Также проявлял себя как чтец-декламатор, театральный педагог, режиссер-постановщик. Свое видение балетного искусства излагал в статьях и рецензиях «Театральной газеты».
Н.Вашкевич автор трудов: «Дионисово действо современности. О слиянии искусств. Эскиз» (М., Скорпион, 1905) и «История хореографии всех веков и народов», о многовековой истории одного из древнейших искусств - танца, со временем сложившегося в классический балет, который был издан частично в Москве в 1908 году, книга выдержала пять изданий, последнее в 2018 году.
Скончался в 1937 году.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Гость и Иенсен - «Дикая утка», Г. Ибсен,
1-й из народа и Михайло Головин - «Царь Федор Иоаннович», A. К. Толстой,
Лакей Старочеркасова - «В мечтах» , Вл. И. Немирович-Данченко,
Поэт Цинна и Слуга Антония - «Юлий Цезарь», B. Шекспира,
Гость - «Иванов», А. П. Чехов
роли в кино
1926 Когда пробуждаются мертвые :: отец Матвей
1920 На мужицкой земле1919 Три портрета :: Павел
1919 Герасим и Муму :: Капитон
1918 Мы сегодня расстались с тобой1918 Азиадэ :: отец Азиадэ