Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Соломинка успеха

Соломинка успеха
Статистика беспристрастна: лишь каждый десятый фильм пользуется настоящим успехом у зрителей. Поэтому ясно, что многим кинематографистам очень хотелось бы отыскать рецепт такой удачи. Авторы картины «Зимняя вишня» (сценарий В. Вадуцкого, режиссер И. Маслеников), кажется, его нашли. В самом деле, пожалуй, после фильма «Москва слезам не верит» (1980)Владимира Меньшова ни одна мелодрама не имела такого числа горячих сторонников. Да и по очередям возле кассы «Зимняя вишня», наверное, может поспорить с любым заграничным «боевиком».

Последнее, впрочем, не удивительно: картина поставлена в традициях так называемого сренеевропейского» кинематографа. Красивые женщины и пейзажи. Обаятельные мужчины и дети. Подробности быта (ужин на двоих, загадочный взгляд героини, прихорашивающейся перед зеркалом) под модную музыку. Быт резко контрастный. То неустроенный и сумбурный, то сверкающий дизайном швейцарской перспективы. Музыка тоже. То наполнена удалыми пассажами, то грустными мотивами в духе Френсиса Лея... Разговоры только о замужестве (неудавшемся или будущем) и о любви (взаимной и безответной).

Для успеха этого уже достаточно. Однако Игорь Маслеников вводит в игру дополнительные козыри - имена популярных актеров. Здесь и Виталий Соломин, который не так давно снимался у того же режиссера в роли друга Шерлока Холмса доктора Ватсона, И поразительно часто появляющаяся в последнее время на экране Лариса Удовиченко. И сдержанный в своей неотразимости эстонец Ивар Калныньш. И, наконец, недавняя партнерша этого артиста по фильму Г.Юнгвадьд Хилькевича «Двое под одним зонтом» Еленa Сафонова.

Каждый из актеров играет в духе знакомого зрителям амплуа собственных последних работ. Беспечный прохиндей, который еще минуту назад был «искрение ваш», а сейчас с любезной улыбкой готов забрать слова обратно. Взбалмошная и суетливая молодая женщина, которая из-за непоследовательности поступков постоянно попадает в непредсказуемые «опасные для жизни» ситуации. Благородный рыцарь, готовый

бескорыстно бросить к ногам избранницы ковер фешенебельного офиса в Женеве, «идущий следом», вернее, едущий на новеньком «Мерседесе». Обладательница искрящегося иронией взгляда и обворожительной улыбки с милой непринужденностью сменяющая экстрамодные наряды...

Набор, согласитесь, впечатляющий. Особенно, если оператор Юрий Векслер обволакивает портреты героев шармом очаровательных, бликов и цветовых полутонов, как бы скрадывая фон пеленой нерезких очертаний.

Вы спросите, а как же глубина идеи, характеров? Вопрос резонный. Мысль в «Зимней вишне» есть. Характеры тоже. Правда, зачем стремиться к этой самой глубине, если статистика, как уже отмечалось, вещь упрямая: процент одиноких женщин в стране, к сожалению, велик. Каждая из них сможет без труда дополнить недостающие в фильме звенья, мотивировки. А характеры героев давно знакомы нам по предыдущим работам вышеназванных актеров. Что ж, ясно - займем из собственной биографии. Вот почему авторам, вполне хватает просто сказать - у человека должна быть семья, я брак должен быть по любви. Банальность?

Возможно. Но если эти простые истины доверить в руки любимых артистов и оформить в духе памятных «Мужчины и женщины»... Получится именно тот результат, к которому стремятся многие, а получается только у каждого десятого.

Тонка и непрочна соломинка успеха. Бесспорно, можно обойтись и без нее — пытаясь создать оригинальное, отмеченное «лица необщим выраженьем», произведение. Но ухватиться за эту соломинку так соблазнительно. Пусть она тянет за собой шлейф вторичности и штампа. Пусть играет на так называемых «запрещенных приемах», безотказно затрагивающих эмоциональные струны людей (маленькие дети без отцов, красивые и умные женщины без мужей и прочее). Главное — успех. А победителей, как известно, не судят.

Но мне вспоминаются другие фильмы. И тоже о любви, о наших современниках. Картины Марлена Хуциева, Вадима Абдрашитова. Сергея Соловьева. В них разговор о жизни шел всерьез. По самому строгому счету. Без почтительных реверансов в сторону «массовой культуры», без желания понравиться всем без исключения. Они вызывали на спор, размышления. Они могли для кого-то стать откровением, а кого-то оставить равнодушным. Но не «резюмировались» услышанной мной после сеанса фразой: «Вот тура, такого мужика упустила, в Женеву с ним не поехала! А тот-то — тоже хорош: и сам не гам и другому не дам!». Хотелось бы возразить. Сказать что-то о низком уровне зрительского вкуса. Но в данном случае язык не поворачивается. Как говорится, за что

купил... Слишком тонка в «Зимней вишне» соломинка мысли...

Александр Федоров
1985 год
Просмотров: 1952
Рейтинг: 2
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: