kino-cccp.net
Прощаемся
15 октября 2017 г. нас покинул актер
читать биографию
Дмитрий Марьянов

ОСКАР
ОСКАР 1956: номинанты и победители
ОСКАР 1956: номинанты и победители

ОСКАР - все церимонии
Док. проекты
Застывшая тайна планеты
Застывшая тайна планеты

Док. проекты все выпуски
Трейлеры
кинопремьер


Голем (2017)


Голем (2017)
Голем (2017)

Двуличный любовник (2017)


Двуличный любовник (2017)
Двуличный любовник (2017)

Сделано в Америке (2017)


Сделано в Америке (2017)
Сделано в Америке (2017)

Между нами горы (2017)


Между нами горы (2017)
Между нами горы (2017)

Борг/Макинрой (2017)


Борг/Макинрой (2017)
Борг/Макинрой (2017)

Заложники (2017)


Заложники (2017)
Заложники (2017)

Мама! (2017)


Мама! (2017)
Мама! (2017)

Напарник (2017)


Напарник (2017)
Напарник (2017)

Квадрат (2017)


Квадрат (2017)
Квадрат (2017)

Временные трудности (2017)


Временные трудности (2017)
Временные трудности (2017)

Архив анонсов
Умер актёр Дмитрий Марьянов
Умер актёр Дмитрий Марьянов

Бондарчук снял короткометражку про челябинских гопников
Бондарчук снял короткометражку про челябинских гопников

Джаред Лето сыграет основателя Playboy
Джаред Лето сыграет основателя Playboy


Главная » История кино

В жанре костюмированного бала


Делимся с друзьями !!!
Рейтинг: 0.0

В жанре костюмированного бала

В жанре костюмированного бала
Расцвет творческой молодости украинского кинорежиссера Виктора Греся стремительно совпал по времени с закатом его творческой молодости. Дебют в короткометражной картине «Слепой дождь» принес ему международное признание, Гран-при «Золотая нимфа» на X Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло в 1970 году и полную неизвестность на «Украине милой». В те годы с высокой партийно-республиканской трибуны было торжественно провозглашено, что наконец-то «с так называемым поэтическим кинематографом у нас в Киеве покончено».

«Параджановщина» удушалась в зародыше замысла. О воплощении никто даже и не помышлял. Метафора, образ, кинотроп — всем этим буржуазным изыскам приказали долго жить, а режиссеров, не умеющих снимать антипоэтическое кино, посадили на голодный паек творческого простоя.

Виктор Гресь не умел снимать антипоэтическое кино. Он не понимал героев, наводнивших украинский кинематограф 70-х годов, которые, по выражению Довженко, заменили страдание на нечто вроде преодоления трудностей. Виктор Гресь молчал десять лет, пока не получил милостивое разрешение экранизировать сказочку: для детей сойдет, а начальство не заметит.

Фильм «Черная курица, или Подземные жители», снятый по замечательной сказке Антония Погорельского, получился замечательным. Он будто бы игнорировал бушевавший в нашем Отечестве застой, явив изначальную чистоту искусства, освобождённого от конъюнктуры, пассивного залога и повелительного наклонения.

Прошло еще восемь лет, и Виктор Гресь поставил картину концентрированно поэтическую. Перенасыщенный раствор красот и красивостей. Ренессансные кинопортреты, барочные кинонатюрморты, постимпрессионистические кинопейзажи — всему нашлось место в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура». Не отыскалось только места для марктвеновского юмора и сарказма, иронии и пародийности, сатиричности и парадоксальности.

Переплавив в своей историко-фантастической повести «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» далекий VI и современный ему XIX века, Твен добился ослепительного эффекта, который давал практически неограниченные возможности для смешения самых далеких реалий и понятий.

В фильме тоже была предпринята попытка переплавить века – VI и ХХ, что давало ещё большую возможность для смешения всего того, что вроде бы и смешивать нельзя: латы и джинсы, рыцарская кавалькада и самолет, мечи и солнцезащитные очки, охотничий рог и плейер. При наличии хоть какого-то чувства юмора (об иронии или, страшно подумать, самоиронии нет даже и речи: режиссер слишком серьезно относится ко всему, что он делает) фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура» мог бы стать каскадом аттракционов, феерией парадоксов собранием остроумия и красноречия.

Но титаническое к себе самоуважение повело талантливого человека сквозь заросли развесистой клюквы по ложному пути, оперной патетики и исторической вампуки. Фильм снят в жанре костюмированного бала. Сообразно законам этого странного жанра картина длиться до тех пор, пока не погаснут последние свечи и первые ласковые лучи солнца не позолотят верхушки деревьев (фу, какую пошлость позволяет себе автор!— Автор.).

И действительно, фильм этот можно снимать не только метрами и километрами, а даже милями.

Иногда я ловил себя на спасительной мысли, а не издевается ли режиссер над нами, не совершит ли он сейчас, ну вот-вот прямо сейчас, какой-нибудь головокружительный кульбит,— и все это вяло текущее оперное диво помчится легким аллюром и у зрителя будет захватывать дух... Но нет, чудес, видимо, все-таки не бывает, а если они где и случаются, то уж наверняка не в этом переполненнометражном и тяжеловесном фильме.

Возможно, режиссера обуревало стремление как можно быстрее и полнее высказаться по всякому поводу: слишком долгим было его молчание. Возможно, он хотел в одном этом фильме реализовать то, что не удалось реализовать в нескольких не снятых им в пору своей трудной молодости. Возможно, им двигала ложная идея о возможности объятия необъятного...

Все возможно и все допустимо, кроме одного — небрежения законами зрительского восприятия. Этот фильм своего потенциального зрителя попросту игнорирует.

Конечно, бывают, если можно так сказать, «фильмы для кинематографистов», демонстрирующие коллегам умение и возможности. Но в нашем случае нет даже и этой попытки в кинематографической изощренности и изобретательности. Все течет так уныло и меняется так медленно, что порой недостает сил сосредоточиться на следующем эпизоде, который ничем не будет отличаться ни от предыдущего, ни от последующего.

Чувства обиды и досады, которые от кадра к кадру все крепнут, связаны не с тем обычным в общем-то обстоятельством, что режиссер имярек потерпел творческую неудачу. С кем не бывает?

Но, к несчастью, здесь уместно вести речь не об отдельно взятой неудаче, а о неудачно сложившейся судьбе целого поколения кинематографистов, которое сейчас пробивается из темноты и немоты. Одни, как, скажем, Юрий Мамин, делают это будто бы легко, играючи достигают результатов самых отрадных: ничего печальнее, чем кинокомедия «Фонтан», видеть не приходилось. Другие — всяк сам себя узнает — делают это натужно, велеречивой скороговоркой,— и печальные результаты не замедляют сказаться. Искренне обидно за этих «других», но именно потому, что они талантливы, они и платят по большому счету, без скидок на трудную судьбу.

Валерий Туровский,
«Советский экран» № 7, 1989 год


просмотров: 401 комментариев: 0
Представьтесь
Email:
Я не робот




Сегодня
21.10.2017

21 октября родились
Гороскоп на сегодня
Гороскоп на 21 октября

Россия 24
Телевидение онлайн
все каналы


Телепередачи
Фантастические истории
Территория заблуждений
Секретные территории
Большой скачок
Удар властью
Специальный корреспондент
Ударная сила
Великие тайны
Юмор

История кино
Лев Толстой и мы с вами
Лев Толстой и мы с вами

История кино
Помощь сайту
Помощь сайту

Мобильная версия

Яндекс.Метрика