Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Жить ради искусства

Жить ради искусства
Жизнь главного героя Искремаса (Олег Табаков) поначалу кажется сказочной и беззаботной. Он свободен как птица, витает в облаках. Часто рассуждает о людях, об искусстве. Но он одинок, ему не хватает родственной души, которая бы понимала его и поддерживала.

Долго ждать не приходится! "Родственная душа" в лице Крыси ( Елена Проклова) сама собой нашлась и теперь преследует его, словно тень.

Они знакомятся при очень странных обстоятельствах, но зрителю сразу становится ясно, что это не случайно. Творческая личность не может находиться в одиночестве – это морально тяжело,ей необходим тот, кто смог бы постигнуть образ его мыслей.

В фильме не только противостояние между "красными", "белыми", "зелеными" армиями, но присутствует и некий конфликт между синематографом и театром. Театр будет существовать вечно, это что-то чистое и еще не до конца познанное. Искремас хочет рассказать людям о настоящем искусстве, хочет, чтобы они поняли Шекспира, но они настолько серы и темны, что даже и не попытаются вникнуть в суть произведения. Для них самое главное – зрелищность.

Вам необходима зрелищность?! Так вот она, совсем недалеко, стоит только попросить у "иллюзионщика"-киномеханика Паши(Евгений Леонов), и он вам быстро это устроит. Сам озвучит, сам пленку прокрутит, сам рифмы придумает. У него настолько хорошо работает фантазия, что он умудряется для каждой аудитории сочинять свои рифмы.

Искремас посетил один сеанс, ему хватило. Он произносит небольшой монолог, заканчивая его такими словами: "Люди истосковались по искусству".

И невольно возникает вопрос: Нужно ли людям настоящее искусство?

Вот жене немого художника Феди (Олег Ефремов) оно не нужно. Она говорит, что муж этим искусством ей всю жизнь испортил.

Судьба Феди трагична, он жил ради искусства, он пытался оживить красками все, даже погибшую яблоню. В его доме на стенах висят красочные, живые, радужные картины, видно, что в каждую из них вкладывалась душа. Искремас, раскрыв рот, любуется произведениями искусства, а киномеханику Паше все равно, для него это лишь мазня, он лучше водки выпьет. Жена, друзья, знакомые называют художника оскорбительным словом "придурок"... Почему? Ведь герой хотел сделать своё жилище светлым, поэтому почти на каждой картине изображен человек, держащий в руках радугу. Художник озаряет этот мир внутренним светом, его добрый, чистый взгляд не оставляет зрителя равнодушным. Он - человек редкой души. И хотя за все время пребывания Феди на экране зрители не услышали ни одного слова из его уст, его бесконечно добрый и внимательный взгляд запомнится надолго...

Поэтому, когда после выстрела художник-маляр падает на землю, хочется свернуться в комочек…и поплакать…


Крыся и Искремас не могут поверить в гибель этого человека. Всю жизнь Федя пребывал, словно в сказке, он не обращал внимания на критику его картин, он просто творил ни о чем не задумываясь.

Далеко за примером ходить не нужно. Стоит только вспомнить эпизод "оживление" театра - пока Искремас спорит с Крысей, Федя представляет, как будут выглядеть будущие росписи на стенах. Режиссер Александр Митта с помощью анимации показывает зрителю размышления, мысли художника, ведь когда тот творит, то уходит от суетного мира и погружается в свои фантазии.


Весь фильм выдержан в жанре сказки, но, к сожалению, в этой сказке нет счастливого финала. Картина, словно театральный спектакль, поделена на 4 действия, каждое действие имеет свое название, свое предисловие, свой сюжет. Даже музыка сказочная-пресказочная, волшебная - преволшебная и немного загадочная. Эта музыка встречает зрителя и провожает. Мелодия одна и та же - и в начале фильма, и финале, но воспринимается по-разному. И если в начале картины она настраивает зрителя на феерическую комедию, и думается - вот сейчас можно расслабиться и вдоволь посмеяться… но постепенно улыбка с лица исчезает и уже понимаешь, что еще чуть-чуть и слезы потекут рекой. В живых осталась лишь Крыся, она давно преодолела свой страх и уже ничего не боится; она уже многому научилась, и у нее появился свой "стержень".

Заключительные кадры трудно смотреть…

Искремаса убили, но Крыся этого еще не знает. Она лежит в повозке и вспоминает самые яркие эпизоды из жизни Искремаса. Она им восхищается. Ее воспоминания наводят зрителя на мысль, что именно Крыся станет продолжателем дела Искремаса, она будет искать таких же творческих людей, но чем же закончится эта история…?

Режиссер оставил этот вопрос без ответа.



Кристина Бушмелева

кинообозреватель, искусствовед-стажер

Октябрь 2006 года
Просмотров: 2380
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: