Первая же роль, которую сыграла в кино Клара Юсупжанова, сделала имя молодой актрисы известным. Ее дебют состоялся в 1963 году в фильме «Зной». Клара, которой было тогда девятнадцать лет, играла тридцатилетнюю женщину. Это не так уж часто бывает в кино, и надо отдать должное режиссеру Ларисе Шепитько, которая поверила в талант молодой девушки, в ее способность и убедительному перевоплощению. Мы увидели на экране психологически достоверно показанную драму молодой женщины, слепая и покорная любовь которой, даря ей скупые, минутные радости, не принесла ничего, кроме крушения.
Надо сказать, что история приглашения Юсупжановой в картину была не совсем обычной. Перелистывая фотоальбом, заготовленный вторым режиссером, Шепитько и оператор Юрий Сокол обратили внимание на два любительских снимка. На них была запечатлена молодая женщина, на лице которой лежал отпечаток немалого жизненного опыта. У нее были грустные, много повидавшие глаза, и на всем облике ее лежал отсвет робкой, нерастраченной нежности.
— Это она, — в один голос сказали режиссер и оператор, — ее нужно немедленно пригласить на пробу.
Время шло, сменяли одна другую кандидатки на роль Калипы, но понравившаяся им женщина так и не появлялась.
— Почему вы ее не приглашаете? — спросили они у второго режиссера.
— Помилуйте, — возразил тот, — она уже приходила к вам и была отвергнута.
— Попросите ее прийти на студию еще раз.
Она пришла, и снова режиссер с оператором не признали в ней той женщины с фотографии. Все решил случай. Они шли с помощником по улице, а навстречу им бежала стайка совсем юных, хрупких девушек. Указав на одну из них, второй режиссер заметил: «Вот та, которую вы не узнавали». Перед ними стояла худенькая девушка, выглядевшая намного моложе своих девятнадцати. Сделали кинопробу и увидели на экране ту же умудренную жизнью женщину, лицо которой так понравилось им в альбоме.
Это было тем более удивительным, что на самом деле за плечами Клары Юсупжановой был минимальный и весьма ограниченный житейский опыт. Дело тут не только в неожиданности, которую приносит порой взгляд на актера через объектив, а еще и в том, что Клара обладала тем необходимым даром интуиции, той способностью проникновения в чужую психологию и чужую жизнь, какими владеют лишь много поработавшие профессионалы. И во время съемок Юсупжанова по силе игры не уступала своим опытным коллегам-актерам.
Итак, ей предстояло воплотить на экране образ работящей, малообразованной женщины-крестьянки, для которой все главные интересы сосредоточены в сфере личного. Прицепщица Калила, работающая на полевом стане, связала свою судьбу с трактористом Абакиром (Н. Жантурин), в прошлом героем труда, в силу разных обстоятельств превратившемся в замкнутого, злобного человека, не интересующегося ничем, кроме денег. Он по-своему не плохо относится к Калипе. Но это «по-своему»! В его отношении нет ни грана уважения к ее человеческому достоинству. Он всячески подчеркивает перед всеми свою полную власть над ней. Калипа, безропотная и униженная, покорна судьбе. Она уже не первой молодости, ей нужна прочная опора в жизни, своя семья, дети, и потому она крепко держится даже за такого вздорного, грубого человека, как тракторист Абакир. Она даже любит Абакира, всячески оберегая свое чувство, стараясь не замечать обид и оскорблений, расцветая от малейшей ласки и готовая простить любое унижение. И все-таки мы ни на секунду не сомневаемся в том, как внутренне чиста эта женщина, надеющаяся любовью и смирением пробудить в Абакире лучшие чувства.
Молодой актрисе нелегко было передать состояние души своей героини, сыграть роль, изобилующую тончайшими психологическими оттенками. Дело не только в том, что она была намного моложе своей героини. Юсупжанова имела до этой картины весьма приблизительное представление о степной жизни, о быте киргизских аилов. Она жадно впитывала во время экспедиции новые впечатления, осмысливала их, опиралась на них в построении роли. Ей удалось в результате быть достоверной, убедительной в бытовых мелочах, во всем том, что касается уклада национальной жизни. Но главное, разумеется, в том, что Юсупжанова сумела проникнуть во внутренний мир своей героини, раскрыв его нам во всей сложности и противоречивости,
В сложный клубок сплелись и ее любовь к Абакиру, и обида за него, и унижения, которые постоянно приходилось ей испытывать, и неприязнь к молодому трактористу Кемелю (Б. Шамшиев), с приходом которого начал рушиться установившийся уклад жизни, и — в глубине души — восхищение его смелостью.
Кемель с негодованием наблюдает за тем, как Абакир, озлобленный против всех, считающий, что с ним поступили несправедливо, рассеяв ореол ложного трудового героизма, некогда созданный вокруг него, вымещает свое озлобление на Калипе.
Кемель — антипод Абакира. Это умный, человечный, смешливый паренек, он не захотел подчиниться Абакиру и стал его злейшим врагом. Столкнулись не только два разных характера — вступили в бой два взгляда на жизнь, два мировоззрения. Стало ясно, что Абакиру и Кемелю не ужиться в одной юрте. Юноше много пришлось пережить, но он выдержал испытание на прочность.
Калипа оказывается в центре драмы. Чем глубже и острее развивается конфликт между Абакиром,и Кемелем, чем открытее, ослепленный ненавистью к парню, саморазоблачается Абакир, тем быстрее идет процесс освобождения души Калипы от слепого, рабского повиновения. Как и в героине повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз», по которой написан сценарий, в Калипе — Юсупжановой нет слезливой сентиментальности. Она также немногословна. Но мы видим, что все же Калипа сочувствует Кемелю и принимает его сторону. Мы читаем это в удивительно красноречивых глазах молодой актрисы, в которых страх сменяется то тоской, то надеждой.
Есть в картине эпизод, в котором исполнение Юсупжановой поднимается до высокого драматизма. Абакир, взбешенный тем, что ему не удалось сломить Кемеля, ставит ультиматум полевому стану — или он, или этот мальчишка. Не получив ответа, он бросает все и уходит. Калипа то вопросительно смотрит на бушующего Абакира, то умоляюще на всех остальных. Она в смятении. С таким трудом хоть как-то налаженная жизнь рушится, и вместе с тем она уже не может вернуться к безответному послушанию, не может больше терпеть унижения.
Мы видим, какого огромного усилия воли ей стоит сдержать себя, чтобы не броситься вслед за Абакиром. И мы верим твердости ее решения остаться с теми, кто уважает в ней человека.
Абакир уходит из бригады, Калипа понимает, что с этой минуты он навсегда потерян для нее, и она, потрясенная случившимся, кричит. В этом крике не только отчаяние. Это начало пробуждения Калипы, начало ее освобождения от духовного рабства.
Образ, созданный Юсупжановой, свидетельствовал о ее несомненной одаренности. Но, конечно, одной одаренности было мало. Режиссер Л. Шепитько много работала с Кларой, адресуясь в первую очередь к ее эмоциональной памяти. И изображаемый характер и конфликт — жизненны. Подобные трагедии, в основе которых лежит то, что на газетном языке называется «феодально-байским отношением к женщине», не раз случались на глазах молодой актрисы. И в затерявшемся в горах Тянь-Шаня селе Атбаши, где прошло ее детство, и в других местах. И эти воспоминания помогли ей в лепке характера своей героини.
На смотре киноискусства республик Средней Азии и Казахстана фильм «Зной» занял первое место, а Клара Юсупжанова и Болот Шамшиев разделили премию за лучший актерский дебют.
Он состоялся, когда Клара училась на третьем курсе театрально-художественного института в Ташкенте. До этого она окончила во Фрунзе медицинское училище, год работала фельдшером, одновременно занимаясь в вечерней школе. Еще тогда она участвовала в художественной самодеятельности и еще тогда мечтала о кино, но не об актерской карьере, а о том, чтобы стать режиссером. И после окончания института ей предлагали вступить в труппу киргизского драматического театра. Клара попросила направить ее на киностудию.
Мы познакомились с Кларой на берегу горной речушки, километрах в ста от Фрунзе, где расположилась съемочная площадка фильма «Первый учитель», который поставил на «Киргиз-фильме» А. Михалков-Кончаловский, Клара работала в группе ассистентом режиссера и снималась в небольшой характерной роли—девушки Бурмы. Мы видели ее в гриме и костюме своей героини перед кинокамерой, и переводящей киргизским актерам русский текст ролей, и репетирующей с режиссером свой эпизод.
Те, кто видели картину, конечно, помнят ее героиню — девушку Бурму, резкую, острую на язык, полную устоявшихся веками предрассудков и потому осуждающую и самого учителя Дюйшена и его ученицу Алтынай. Это была для Клары не менее трудная роль, чем предыдущая, хотя, разумеется, и не такая значительная. Молодой актрисе пришлось играть свою сверстницу, жившую полвека назад, с иной психологией, иными взглядами на жизнь.
Бурма, молоденькая девушка из аила, в отличие от главной героини — Алтынай, посмевшей восстать против вековых предрассудков и обычаев, целиком находится во власти традиций. То, что для Алтынай трагедия (стать женой бая), для Бурмы — заветная мечта. И она все делает для того, чтобы эта мечта осуществилась. Она кокетничает с баем, старается угодить ему, как можно чаще попасться на глаза. Она вертлява, смешлива, но точно знает границу, которую нельзя перейти, чтобы не выглядеть слишком самостоятельной, чтобы остаться смиренной — какой и должна быть киргизская женщина, особенно жена бая. Ее лицо становится злым и завистливым, когда она замечает, что бай» поначалу на нее обративший внимание, стал слишком пристально приглядываться к Алтынай.
В маленькой роли (всего несколько эпизодов) актриса удивительно емко раскрывает характер Бурмы. Сколько ненависти звучит в ее голосе, когда Алтынай, убежав из байской юрты, возвращается в свой аул. Бурма не может простить ей, что сама оказалась отвергнутой, она искренне не понимает, как Алтынай добровольно отказалась от выпавшего счастья. «Ах, ты, подлая!» — злобно кричит Бурма, нанося удары бывшей подруге, «Змея подколодная, убить тебя мало такую!» Взрыв темперамента, высокий эмоциональный накал, проявленные актрисой, свидетельствовали о том, что ее талант таит много возможностей. Это имели в виду режиссеры Б. Абдылдаев и Л. Гуревич, когда после небольшой роли бедной девочки в киноновелле режиссера Г. Базарова «Молитва» пригласили Клару Юсупжанову на главную роль в фильме «Самая послушная».
Если в «Зное» Клара играла женщину намного старше себя, то в «Самой послушной», наоборот, ее героиней была семнадцатилетняя десятиклассница Гуляим.
В «Зное» Клара Юсупжанова показала зрелость чувств, сумела создать сложный женский характер, Ее героиня в «Самой послушной» совсем другая. Там — не по годам мудрая и серьезная. Здесь — юная, ясная, прелестная школьница, девчонка, переживающая свою первую душевную драму.
На этот раз Юсупжановой не нужно было маскировать моложавость, прятать девичью стройность фигуры и прибегать к гриму. Ни разу не приходит мысль, что ее Гуляим может быть более семнадцати. Это девушка с характером сложным и скрытным. Поначалу она предстает самой послушной дочерью в деревне — скромной, робкой, тихой, полностью отвечающей представлениям об идеальной девушке. Не случайно все соседи говорят Карамат, что лучше ее дочери нет девушки в ауле. Когда Гуляим посылают учиться во Фрунзе, в университет, мать решает выдать дочь замуж, чтобы оставить ее в селе. Родителям и в голову не приходит, что дочь может не подчиниться их воле, поступить по-своему.
На протяжении почти всего фильма это девушка-загадка, о которой не скажешь что-нибудь определенное. И лишь в последней части картины, когда нам дано заглянуть в глубины ее души, мы убеждаемся, сколь далек от гармонии внутренний мир Гуляим, какие страсти обуревают «самую послушную».
Актриса, как и в «Зное», показывает характер своей героини в развитии. В первых кадрах Гуляим — Юсупжанова безмятежна, и если бродит в ней какая-то неудовлетворенность и ей хочется, как всем молодым, сменить обстановку, поехать после школы учиться в город, то эта неудовлетворенность не проявляется открыто и быстро проходит, когда родители соглашаются выдать Гуляим замуж за любимого человека. Все как будто складывается счастливо.
Но вот Гуляим случайно узнает, что юноша, которому она отдала свое сердце, любит другую. В ее душе назревает бунт, и, хотя внешне Гуляим остается пока все той же тихой скромницей, актриса показывает, каких усилий это стоит. Ее лицо становится замкнутым, жестким, во взгляде, которым она теперь избегает встречаться с родителями и подругами, застыла тоска. Не объясняя причин, Гуляим заявляет, что не выйдет замуж. Это неожиданное проявление непокорности вызывает гнев родителей, происходит скандал. Но на следующее утро, выйдя из своей комнаты, Гуляим говорит матери, что согласна выйти замуж, только за другого. Этот другой — глупый, никчемный парень, над которым все в аиле смеются. Гуляим рассчитывает, что родители поймут ее состояние, даже во время помолвки она еще надеется, что свадьба не состоится, но по сценарию все движется закономерно, и описывается свадьба Гуляим с нелюбимым. Эта сцена была снята, но потом режиссерам пришлось снять второй финал, в котором отец Гуляим кричит: «Хватит!» — и расстраивает свадьбу. Он и вошел в картину.
Однако суть фильма, в общем, не в том. Главная его задача — исследование психологии юного, еще не сформировавшегося человека, показ того, как пагубно насилие над ним. И удачное решение этого замысла зависело прежде всего от исполнения главной роли. Юсупжановой не удалось с равной глубиной провести всю роль, но два центральных эпизода она сыграла превосходно.
Первый из них — объяснение с родителями, когда Гуляим отказывается от замужества. Как примерная дочь, она во всем помогает матери. И даже сейчас, в столь решающий для нее момент, она занята делом: носит в буфет вымытую посуду. Гуляим старается сохранить спокойствие, не выплеснуть наружу свое горе, но это уже плохо ей удается, контроль над собой потерян. Голос срывается, все явственнее звучат истерические нотки, в глазах закипают слезы. Глубина переживаний героини раскрыта здесь с большой силой.
Тем разительнее превращение, которое происходит с Гуляим на следующее утро. Как всегда деловито, торопливо постукивая каблучками, из дома выходит подтянутая, аккуратная девушка и, проходя мимо матери, как бы мимоходом говорит, что согласна на замужество, пусть родители сговариваются с отцом никчемного парня. Чувства снова загнаны вглубь. Она идет по улице и видит своего будущего жениха, который что-то чинит в своей машине, лежа под кузовом. Гуляим внешне все так же спокойна. Но от тщательно скрываемого отчаяния в ней прорвалась несвойственная раньше дерзость. Она пинает парня в бок и, когда тот вылезает из-под машины, требует подвезти ее до школы. И снова удивительное спокойствие. Гуляим под обстрелом десятков глаз с непроницаемым лицом и гордым видом направляется в класс.
Актрисе удалось показать созревание характера своей героини, его изменение. У маленькой, тонкой, как былинка, Гуляим в глазах упряминка и лукавство. Она мало говорит. У нее крепко сжаты губы и сердито нахмурены брови. Редкие слова, скупая мимика, сдержанные движения показывают, какая внутренняя работа идет в ней. В критический момент, когда решается ее судьба, Гуляим раскрывается как чистая, неспособная к обману натура. Она находит в себе мужество самой решить свою судьбу. Мы расстаемся с Гуляим на пороге ее новой жизни, уверенные, что она сумеет найти правильную дорогу.
В телевизионном художественном фильме «Квартирант», который поставил дипломник ВГИКа X. Ибрагимов, она играет манекенщицу Сару. Внешне, казалось бы, это вполне современная женщина, красивая, элегантная. А по существу, она ограниченная провинциалка, воспринявшая лишь внешние признаки культуры. Актриса сумела подчеркнуть разновидность мещанства, встречающуюся не столь уж редко.
«Квартирант» снимался во Фрунзе в 1968 году. До этого у Клары Юсупжановой около двух лет был перерыв в актерской работе — она проходила стажировку в Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского.
В фильме Я. Бронштейна и А. Видучириса «Притча о счастливом человеке» Клара Юсупжанова играет девушку Адалат — смешливую, работящую, у которой много женихов, и одного из них ей нужно выбрать. Это роль в комедийном ключе — в том жанре, с которым Клара Юсупжанова сталкивается впервые.
Режиссеры, работавшие с актрисой, говорят об ее большой требовательности к себе. Даже самые простейшие действия она отказывается выполнять, если они психологически не мотивированы. Она долго ищет необходимое душевное состояние, и только после этого работа идет успешно. Актерский талант, помноженный на серьезный, большой труд,— в этом залог успеха её ролей.
М. Зиновьев, С. Черток
"Актеры советского кино", выпуск седьмой
1971 год
Из-во "Искусство" Москва