Роман Полански, как никто другой, умеет снимать психосексуальные «игры разума» в замкнутых помещениях. Его лучшие фильмы на эту тему - «Тупик», «Отвращение», «Жилец» - филигранны, изящны и болезненны в той необходимой мере, которая делает кино по-настоящему выдающимся. На сей раз 80-летний режиссер взялся за адаптацию пьесы Дэвида Айвза, прогремевшей на Бродвее в 2010-м (сценарий они написали вместе).
По сюжету актриса-неудачница (
Эммануэль Сенье) приходит на прослушивание к молодому театральному режиссеру (
Матьё Амальрик ), автору инсценировки романа Лепольда Захер-Мазоха, чья фамилия вошла в наш ежедневный лексикон. Впрочем, по-настоящему важна не разыгрываемая ими пьеса, а споры по поводу её настоящего смысла и звучащие обвинения в адрес мужского пола. На поверхность вылезут гендерные проблемы, в частности, восприятие женщины как сексуального объекта и её отказ от этой навязанной роли, а робкий режиссер проявит готовность целовать вульгарной бабе сапоги.
Такой актуальный социальный месседж, разыгранный на театральной сцене всего двумя актерами, обычно хорошо воспринимается только нью-йоркскими интеллектуалами или подкованной артхаусом европейской публикой.
Поланский поступил хитро, сняв в «Венере в мехах» свою жену
Эммануэль Сенье и почти что своего двойника,
Матьё Амальрика в роли режиссера с польской фамилией. Таким образом, у фильма-спектакля появился необходимый ироничный подтекст - вроде как зритель заглядывает внутрь режиссерской головы, и вправе ожидать если не тайных признаний, то хотя бы намека на откровенность. Надо признать, ничего такого не произойдет, однако следить за пикировкой блестяще сыгравшего дуэта уже достаточно увлекательно (Сенье к тому же отменно выглядит).