Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Из личной жизни

Из личной жизни
На Московском кинофестивале было немало картин с одинаковым, «бродячим» сюжетом, но это в порядке вещей, который открыл в свое время классик формулой «все новое – хорошо забытое старое». Например, на тему подглядывания в фестивальной программе можно было насчитать аж три фильма. О двух из них и пойдет далее речь, но прежде стоит обратиться к истории сюжета.

Как призналась на пресс-конференции режиссер фильма «Ничего личного» Лариса Садилова, она вспоминала при съемках знаменитую картину Микеланджело Антониони «Blow Up». О ней написано немало статей, актерская игра и режиссерский подход всегда вдохновляли новое поколение. Многие пытались интерпретировать сюжет, но не каждому это удавалось. Американцы вообще вплотную занялись этой проблемой. Брайан Де Пальма в «Проколе» выявил даже новую разновидность подглядывания – подслушивание, а Фрэнсис Форд Коппола впервые заговорил о тотальной слежке в «Разговоре». Эти двое открыли новые грани сюжета, и благодаря им появились и французская комедия «Тотальная слежка», и триллер Тони Скотта «Враг государства». Но все-таки не стоит забывать о том, что само кино является своеобразной замочной скважиной. Зритель, оказавшись в кинозале, становится свидетелем пороков и тайных желаний себе подобных. Неважно, происходит ли это в далеком прошлом или на звездном корабле. Главное – то, что люди поневоле становятся вуайеристами и порой заходят за рамки.
Не стоит забывать и о том, что до «Фотоувеличения» были другие картины, посвященные слежке и подсматриванию. Достаточно вспомнить знаменитый триллер Майкла Пауэлла «Наблюдающий» о маньяке-вуайеристе или любой шедевр Альфреда Хичкока, в котором свидетелем убийства становится животное. Но вернемся к современному кинематографу, почерпнувшему из прошлых лент не только самое лучшее, но порой и самое худшее. Последнее, кстати, не касается немецкой «Жизни других» и лауреата приза ФИПРЕССИ «Ничего личного».

Обе картины схожи по своему зачину, но в остальном они сильно различаются. Если в «Жизни других» повествуется о последних годах «Штази» и ГДР, то у Садиловой события разворачиваются в современной России. Немецкая картина носит более политический, общенациональный характер, а в русской все сосредоточено на бытовом уровне, на отдельно взятой человеческой ситуации.

У фильма Флориана Хенкеля Фон Доннерсмарка сложилась удачная фестивальная жизнь. Он завоевал множество национальных и международных наград, а в Москве был представлен нашему зрителю во внеконкурсной программе ММКФ «Гала-премьеры».

Это картина о трудностях жизни в тоталитарном режиме ГДР. Тотальная слежка за любым вольнодумцем, запрещенные книги и люди, жизнь по указке – все, как у «старшего брата» Советского Союза. Но политика – это лишь повод для выяснения отношений, что и доказывает фильм. Одному большому чиновнику не понравился театральный драматург Георг Дрейман (Себастьян Кох). Причина проста – у них одна и та же любовница, актриса Криста-Мария (Мартина Гедек). За их квартирой поручают наблюдать опытному агенту «Штази» Герду Визлеру, верному вассалу социализма. Но многолетняя верность дает трещины. Визлер проникается симпатией к своим «клиентам» и решает помочь им избежать гонений.

Самый сильный эпизод, на мой взгляд (исключая гибель главной героини), - раскрытие правды о том, что за Дрейманом велась слежка. Он всегда считал, что его квартира не прослушивалась, но безжалостные и одновременно лживые документы Визлера доказали обратное. И это осознание, что несмотря на режим у него были тайные помощники, дорогого стоит.

Фильм создан в сдержанных тонах. Везде серость и неприметность: одежда, дома, люди. Визлер в исполнении Ульриха Мюэ является квинтэссенцией этого серого. Он так и не смог преодолеть свою собственную пустоту. Его удел и после падения Берлинской стены быть незаметным и позабытым.

В целом актерская команда немецкого шедевра (режиссера назвали новым Фассбиндером) безупречна, и все-таки порой не хватает сочных красок, которые, правда, здесь и не предполагаются. Более экспрессивны герои фильма «Ничего личного», особенно Зоя Кайдановская.

Лариса Садилова обратилась к данной ситуации для того, чтобы понять мотивы и мысли подсматривающего. Ей было интересно, как поступит опытный человек, если вдруг окажется, что произошла ошибка – следить нужно за другой квартирой.
Ситуация не из легких. С одной стороны герою Баринова – частному сыщику Зимину – следует прекратить слежку и установить камеры в другой квартире, а с другой – ему хочется помочь Ирине (Кайдановская). Побеждает типично русское желание – сострадание, и из-за этого у Зимина начинаются неприятности. Жена (Наталья Кочетова) выгоняет из дома, и ему приходится жить в микроавтобусе, где установлена аппаратура для слежки. Он решает познакомиться с Ириной и стремится восстановить справедливость, когда понимает, что «клиентка» из второй квартиры, скорее всего, нужна, как компромат на ее богатого любовника. Но сыщик не в силах помочь всем, и ему приходится сосредоточить внимание на потерянной и вечно плачущей Ирине.

Валерий Баринов на пресс-конференции выразил благодарность за то, что действия его персонажа расценили, как сострадание и добрые намерения. Его Зимин помогает женщине вновь обрести себя и забыть все свои невзгоды. Подарив надежду на новую любовь Ирине, он забирает камеры и уходит, и это поступок человека, осознающего, что он сделал все, что мог. Женщине остается лишь понять, что она может жить дальше и открыта к новым чувствам.

Эта камерная история трудновато создавалась в техническом плане, так как одновременно использовались две съемочные площадки. Трудно было синхронизировать действия подсматривающего и «клиентки», ведь персонажи порой беседовали друг с другом по телефону. Но съемочная группа справилась с этим, и перед нами довольно неординарная картина. На бытовом уровне исследуются такие общечеловеческие понятия, как доброта, счастье, любовь, дружба и сострадание. Отсекается все лишнее, а некоторые детали поражают своей новизной (особенно в сцене с мусором). И, как всегда, наши актеры выкладываются по полной программе, особенно Баринов и Кайдановская. Мария Леонова и Александр Клюквин, сыгравшие пару из второй квартиры, к сожалению, не полностью раскрыли своих персонажей. Это объясняется, прежде всего, тем, что их герои всего лишь объекты слежки, а не отдельные личности. Их жизнь остается за кадром, оттеняя душевные метания главных героев.

Как вы видите, эти две картины разные, несмотря на схожий зачин. И дело даже не в творческом подходе к проблеме и развитии сюжета. Главное отличие картин – разный менталитет, но это не мешает им быть новым словом в кинематографе…

Макс
Просмотров: 1822
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: