Ролан Быков поставил кинокомедию - музыкальную, вариоскопическую, в цвете! Фантастическую и жизнеподобную. Бесконечно смешную и — местами грустную. О мечте, о любви, о счастье. О детях и для детей. И для взрослых – тоже.
С Олегом Анофриевым, Георгием Вициным, Галиной Польских, Зоей Федоровой, Зиновием Гердтом, Николаем Гринько, Михаилом Козаковым, Алексеем Смирновым, Спартаком Мишулиным, и – с Роланом Быковым! С пантомимой, песнями, погонями и чудесами. С оркестром на крыше, с взрывоопасным автомобилем, с десятью дюжинами кошек и воображаемым землетрясением. С очаровательными маленькими героями, для которых обыкновенный мир полон необыкновенного.
И немного загадочным названием: «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».
Жанр картины определить непросто. Да и нужно ли!? Драматург Алла Ахундова написала остроумную и пеструю сказку-притчу. Режиссер и оператор (М. Ардабьевский) сняли по этому сценарию фильм, с отчаянной смелостью смешав все «краски»: мюзикла, цирка, Вы, эстрадного представления, театральной буффонады и экранизированного анекдота. Им в этом помог композитор Максим Дунаевский.
Нарушая любые каноны, если он считает, что так надо, без всякой оглядки на возможный упрек в переизбытке «сильнодействующих» кинематографических средств, Быков работает с полной уверенностью, что щедрый талант может позволить себе любую фантазию, Любую чрезмерность...
«Автомобиль, скрипка и собака Клякса» — фильм добрый и умный, сделанный добрыми и одаренными людьми, влюбленными в жизнь, в людей, в свое искусство. Они предпочитают общаться со зрителем впрямую, без посредников. Не случайно же в музыкальном прологе к картине есть песенка вот с какими словами! «А можно ли войти в экран из зрительного зала? А можно ли с экрана да прыгнуть прямо в зал?» В этих шутливо-полемичных вопросах — кредо создателей ленты, их творческая установка. А в атмосфере бурного, яркого, искрящегося зрелища, в обстановке праздника и веселья они видят способ живой, непосредственной передачи мыслей и чувств, которые волнуют их и близки нам, собравшимся в зале.
«...Чтобы умная мысль смогла дойти, я должен зрителя заворожить, заколдовать, завербовать эмоцией и только после этого доверить то главное, сокровенное, ради чего снимаю... Мне не все равно, слышат меня или нет», — признался в одном из интервью Ролан Быков.
Картину «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» наверняка «услышат» и полюбят многие. Самыми горячими ее поклонниками будут самые юные зрители, к которым она и адресуется в первую очередь. Возможно, не все и не сразу примут ее эксцентричную, откровенно условную, почти не имеющую прецедентов форму. Однако наверняка лишь немногих оставит равнодушными, к примеру, приключения маленького Кузи, которому необходимо изловить много-много кошек, сделать из них... обезьян, а потом превратить обезьян в медведей, которые станут его верными друзьями... Или — «сложные» взаимоотношения двух приятелей — увлекающегося техникой Олега и юного скрипача Давида, — чья дружба подвергается серьезнейшему испытанию ревностью из-за коварства своенравной красавицы Ани… двенадцати лет от роду...
Серьезно ли все это? Серьезно! Только о серьезных, важных и необходимых в жизни вещах не обязательно говорить тоном докучливых назиданий. Можно шутить, развлекать, выдумывать. Можно устроить наводнение в квартире, приказать трубачу парить в воздухе, свести друзей-соперников в дуэли на брандспойтах, повергнуть в состояние паники целый город предсказанием близкого стихийного бедствия. Но не забыть, не растерять гуще возможных и невероятных происшествий главного. Чуткого и уважительного отношения к человеку, который и в двенадцать лет нуждается в мудром и честном напутствии, которому нужно помочь разглядеть красоту и поверить в силу добра. Навсегда, на всю его долгую грядущую жизнь! Ролан Быков: «Заразить любовью — вот о чем я мечтаю. Всеми возможными для этого изобразительными средствами...»
Создав картину «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», режиссер сделал еще один шаг навстречу своей мечте.
«Спутник кинозрителя», октябрь 1975 года