Для чего же все-таки снимается кино? Цели могут быть разными. Удивить. Заставить задуматься. Вывернуть душу наизнанку. Поразить новейшими технологиями. Взбесить. Вызвать противоречивые эмоции. Передать впечатление, атмосферу, ощущение. Перечислять можно бес-ко-неч-но. Но. Какое же ключевое слово в этом длинном списке? НЕРАВНОДУШИЕ. Да. Хорошее кино не должно, не может оставлять равнодушным зрителя. Что угодно, кроме равнодушия. Что же вызывает "Искупление"?
Грамотная работа оператора. Аккуратная, выверенная до секунды режиссура. Штампы? Да черт с ними, штампы есть практически в каждом художественном произведении. "Искупление" - будто красивая до невозможности, но холодная и пустая картина. Как многообещающе все начиналось... респектабельная семья в лучших английских традициях. Тонкая изящная Кира. Полный невысказанной страсти Джеймс. Любовь, влечение и желание взаимообладать друг другом накаляют атмосферу до предела, и даже ваза не выдерживает этой сладкой борьбы двух сердец. Девочка-подросток, сестра главной героини, влюблена. Она пишет роман о чувственности в жизни человека и рассказывает своим маленьким друзьям, не понимающим ее, о том, что люди разучились чувствовать. О, это юное создание знает уже так много о страсти. Слишком много, пожалуй, для ее лет... Но объект любви видит в ней только девочку, маленькую хрупкую девочку. И она совершает поступок. Поступок, перечеркнувший счастливое будущее главных героев. Надо заметить, начало фильма приковывает к экрану. Вызывает эмоции. Злость, раздражение, чувство несправедливости. Вполне объяснимое желание самому влезть в кадр и проорать - "Да не виноват он, не виноват, вы что - не видите???" И за это можно сказать спасибо - режиссеру, писателю, сценаристу и молодым актерам.
А дальше... дальше мутные переживания главных героев. Любовь, в которую не веришь. Ожидание, в котором нет ни капли горечи, нежности, страсти. Он попадает незаслуженно в тюрьму, затем идет на войну. Бродит по полям... жалеть его надо, сострадать ему? Или молча взирать на пресные метания? Кто знает... Все лучшее, что было в фильме - это завязка, декорации и операторская работа. Да, симпатичные молодые лица Джеймса и Киры. Ах, да... как же не упомянуть замечательную музыкальную тему. Уж это действительно шедевр. Особенно в исполнении печатной машинки.
Фильм закончился. Постаревшая девочка слишком поздно призналась в своем грехе. И не веришь ни в ее душевную боль, ни в чувство вины, терзавшее ее всю жизнь... Но может и не надо? Быть может этот фильм и должен был передать только раздражение в самом начале, да ощущение красоты и молодости, которую сорвали грубо, как цветок, и бросили на землю подыхать в пыли. Искупление. Само название несет иронию и насмешку. Ведь не было искупления... не было. Жизнь ведь сама по себе несправедлива. Так ведь?