"Люди нуждаются друг в друге" – Джанет (к/ф "Одиночки")
1992 год. Кэмерон Кроу, экс-журналист одного известного музыкального издания, именуемого Rolling Stone, уже успел привлечь на тот момент к себе некоторое внимание. "Скажи что-нибудь…" – картина, снятая режиссером в 89-м году, показала всем, что на киносцене объявился новый интересный режиссер, преобразивший всем известные формы романтического кино в нечто действительно новое. И хотя особой кассы фильм не собрал, он все-таки наглядно демонстрировал – у человека есть талант, причем совсем не маленький… Не растерял ли он его или, наоборот, развил на новый уровень? Стал ли он режиссером одного фильма или все же его самого хватит надолго? Это мы сейчас все и узнаем…
Молодые да зеленые
История фильма рассказывает нам о нескольких молодых людях, живущих в общаге в рок-столице начала 90х – Сиэтле. Каждый из этих людей являет собой эдакий образ одиночек или, наоборот, зависимых от кого-то людей… И каждый живет крайностями – "нет, буду одиночкой" или "я весь/вся ее/его"… Вполне знакомая всем и каждому ситуация!
Кэмерон Кроу продолжает развивать тему взаимоотношений между людьми, которую он еще начал в своем великолепном дебюте "Скажи что-нибудь…". В данном случае он показал во всей красе наши принципы общения. Сразу нужно заметить тот факт, что история фильма разбита на отдельные части, каждая из которых озаглавлена соответствующим образом. Т.е. в каждом куске будут рассматриваться те проблемы, которые отлично укладываются в заголовке.
В самом начале фильма режиссер представляет нам каждого из основных героев. Они стоят перед камерой и обращаются к зрителю. Каждый рассказывает небольшую историю своей любви. Или наоборот – ее отсутствия. Одна всегда жила одинокой, другой давно не испытывал каких-либо серьезных отношений и живет в одиночестве. И он частенько вспоминает слова своего отца: "Развлекайся. Оставайся одиноким." У третьей есть парень, от которого она сходит с ума и готова ради него на все. Парень этот – лидер гранджевой группы Citizen Dick, забавный малый, поклонник рок-н-ролла. Т.е. все они вполне обычные люди, никаких идеалов, люди, как люди. В чем-то умные, в чем-то неизменно глупые. И тут, кстати, стоит заметить тот факт, что им всем чуть больше двадцати – как раз тот возраст, когда многие люди влюбляются друг в друга и начинают думать о возможном будущем.
Подобные персонажи – просто идеальные примеры для разбора проблем взаимоотношений людей друг с другом. Поэтому разбивка на главы выглядит вполне логичной. Режиссер пошагово разбирает проблему за проблемой, которые возникают у многих из нас во время формирования наших отношений. Конечно, тема эта очень глубокая, поэтому он взял за основы наиболее распространенные ошибки, представляя их как крайности, в которые мы часто прыгаем. При этом он их не высмеивает, а показывает и предлагает возможные варианты разрешения проблем.
Крайности молодых
Давно заметил, что у некоторых людей есть одна крайность – непонятно как, но они вбивают себе в голову совершенно бредовую мысль. Например, если у тебя нет любимого человека, то это хорошо, потому что ты будешь свободным, потому что тебе никто не будет мешать и так далее и тому подобное. Эта забавная философия проскользнула и в этом фильме. Вот только режиссер делает ее одним из врагов личной жизни многих людей, показывая, что с ней люди просто теряют время и в итоге все равно ищут себе вторую половинку, пускай даже не на всю жизнь. К тому же редко кто из людей не хочет хоть один раз в жизни заняться сексом, причем не с какой-нибудь проституткой с улицы, а с более-менее близким по духу человеком. Поэтому эта "философия" жизни обычно означает одно из двух – либо человек любит бросать пыль в глаза, изображая из себя умника, либо он просто неудачник. Все это прекрасно отображено в фильме не без помощи драматизма некоторых ситуаций.
Не постеснялся он указать и на другую крайность – дикую-предикую зависимость от другого человека. Для равновесия Кроу придал ей более комедийный тон. "Тебя устраивает моя грудь? Моя фигура? А как я смотрюсь в этом новом платье? Что, плохо?!" – довольно частые ситуации в повседневной жизни. Задавая подобные вопросы, мы иногда забываем, что истинная любовь не в размере груди, красоте фигуры или новой одежде. "Срочно на пластическую операцию! Срочно в магазин за новыми шмотками! Надо срочно что-то придумать!" Кроу говорит всему этому безумию "СТОП!" и задает несколько вопросов… Первый – почему мы совершенно бездумно пытаемся привлечь к себе симпатию, если даже не знаем – а НУЖНО ЛИ ЭТО нашей второй половине? И второй – а почему мы вообще должны делать какие-то совершенно глупые вещи, ненужные нам, только ради "любви" нашей второй половины, ведь если любовь истинная, то с некоторыми недостатками вроде не самой большой груди или еще чего-то в этом роде можно смириться. Как в песне "Машины времени": "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас".
Другая сторона монеты
Обратив внимание на отрицательные стороны этих проблем, Кэмерон не упустил и их положительные стороны. Одиночество постоянно – плохо, но одиночество временами – это хорошо. Все же иногда любому человеку имеет смысл побыть одному, в своем укромном месте, дабы хорошенько поразмыслить над… чем угодно! Или просто отдохнуть от своей второй половины, если есть усталость. На самом деле – очень полезная вещь, если уметь ею пользоваться по достоинству.
Зависимость от людей – это тоже норма. Люди нужны друг другу, и от этого никуда не деться, нельзя жить все время затворником, можно сойти с ума. Впрочем, мы, люди, и так давно уже сошли с ума... И еще следует добавить – не надо себя просто ДОВОДИТЬ до затворничества. А чтобы себя до него не доводить – не надо бояться отношений! Любишь ее – скажи ей это в лицо, никаких телефонов, писем или еще чего-то в этом роде, просто возьми, да и скажи ей это. Или ему. Смотря какой у вас пол…
Все это приятно, он, к тому же, не постеснялся еще и другие проблемы осветить, но о них молчок. Не стоит все узнавать их моих уст, я, как обычно, разобрал самое важное (как мне кажется). Вообще, Кроу – молодец. Во всем мире постоянно выходят фильмы, в которых мальчик влюбляется в девочку, или девочка влюбляется в мальчика, или девочка влюбляется в девочку, или мальчик влюбляется в мальчика… Так, что-то я увлекся… Короче, постоянно выходят совершенно однотипные фильмы, в которых мы видим совершенно идеализированных людей, все происходит в самом исключительно предсказуемом и неживом виде… Но есть и редкие исключения, одними из которых и являются картины того же Кэмерона Кроу.
Славное начало 90х…
Скажу честно, фильм "Одиночки" обязан увидеть любой ретроман. Он был снят в 92-м году, в Сиэтле, а это, как известно, была эпоха гранджа и альтернативного рока. Эти годы - одни из моих любимых. Потрясающая атмосфера, которую вы можете по достоинству оценить. Клетчатые рубашки… Стены, исписанные названиями групп вроде Mother Love Bone… Люди, сходящие с ума в ночных клубах от одного только гитарного звука… Эх, романтика… Все это вы здесь найдете в полном объеме. Кстати, группа одного из главных героев Citizen Dick играет песню "Touch Me, I’m Dick", что является пародией на хитовую мелодию группы Mudhoney "Touch Me, I’m Sick".
Поскольку местом действия выбран именно Сиэтл, то отсюда вытекает следующий факт, касающийся музыки, – здесь играет только рок! Причем, в основном, свежий (для тех лет, конечно). Nirvanу вы здесь, увы, не найдете, зато услышите великолепные композиции Jane’s Addiction, Pixies, Pearl Jam, Mother Love Bone, Cult, Mudhoney… Заглавные вещи (играют в начале и в конце) для фильма написал лидер культовой группы 80-х Replacements Пол Уэстерберг. Его треки просто идеально ложатся на общую картинку, подчеркивая настроение картины. Также жена главного творца-режиссера Нэнси Уилсон вместе со своей сестрой Энн Уилсон, вокалисткой группы Heart, взяли в руки акустические гитары, сменили вывеску на Lovemongers и вживую переиграли Led Zeppelin, и все это специально для этого фильма! И еще – концертные выступления. Я такой кайф ловил, когда смотрел на выступления Alice In Chains и Soundgarden… Действительно, очень мощно поставлено – концертный драйв, что является атрибутом любого живого выступления рокеров, здесь подан в самом вкусном виде. Хотя длятся они и не долго, что печально…
На зло Станиславскому
Актеры меня в этом фильме, что называется, зацепили. Бриджет Фонда, сыгравшая Джанет, просто очаровательна, но не столько внешне, а сколько в плане своей харизмы. Мэтт Диллон в роли рокера, парня Джанет, потрясает. Его голос и выражение лица просто идеальны для исполнения такой роли. Кэмпбелл Скотт с его спокойствием и Кира Сэджвик, несколько скромная на вид девушка, – тоже все верно. И ведь актеры эти, в общем-то, не гениальные, но они так классно играют свои роли, что просто диву даешься. Плюс в фильме засветились и другие звезды. Билл Пуллман в роли врача-хирурга, Тим Бертон (!!!) в эпизодической роли забавного режиссера рекламы (какой он там ролик снял!), сам Кэмерон Кроу в роли корреспондента, берущего интервью у лидера Citizen Dick, и участники легендарной группы Pearl Jam. С этими вообще забавно – парни играют остальных участников Citizen Dick, где вокалист Эдди Ведер играет ударника, ну а Стоун Госсард и Джефф Эммет занимают свои места, что и в главной группе своей жизни – гитара, бас.
В общем и в целом, Кэмерон Кроу меня вновь впечатлил. "Одиночки" – теплое, приятное уму и сердцу кино, которое можно смотреть в каком бы ты настроении не был. Хотя такое кино все-таки стоит смотреть сосредоточено. Тут есть, где копать, и я думаю, что еще не раз вернусь к этой ленте…
Блюзмен