"Авиатор" - не единственная голливудская экранизация жизни миллиардера Говарда Хьюза (в 1977 году роль "удивительного" досталась Томми Ли Джонсу, в некоторых же более поздних картинах, - например, "Мистификации" Лассе Халлстрема и телевизионной биографии Кэтрин Хепберн, - знаменитый изобретатель появляется на экране собственной персоной), однако именно фильм Скорсезе является на сегодняшний день наиболее ярким проводником зрителя в мир незаурядной личности известного и талантливого американского бизнесмена, одержимого страстью к полетам.
За время своего существования "Авиатор" претерпел огромное количество различного рода критики - режиссера картины обвиняли в излишней рваности, схематичности подачи ее событийной линии и нелепой попытке заполучить, наконец, долгожданную премию "Оскар" при помощи посредственного фильма с колоритным актерским составом, Леонардо Ди Каприо же хаяли за эмоциональную скупость и, как следствие, неудачное исполнение главной роли в байопике. Обе эти позиции можно в той или иной степени оспорить.
"Звезда Титаника" и лучший друг Тоби МакГуайера уже не раз (как минимум своей игрой в том же фильме-катастрофе Кэмерона) доказывал, что является актером высочайшего уровня, посему некоторую суховатость в раскрытии им образа Хьюза стоит, вероятнее всего, объяснить строгим соблюдением сценария фильма. В конце концов, причиной сумасшествия, затворничества главного героя на определенном жизненном этапе можно считать не только присущий ему фанатизм по отношению к собственной деятельности и чистоте, но и его окружение. Чего стоит одна только Хепберн, энергитический вампиризм которой блестяще представлен Кейт Бланшетт (заметьте, что после исчезновения первой постоянной любовницы Хьюза из повествования фильм становится несколько скучнее). А дотошный, бестактный кинообозреватель в исполнении Джула Лоу?
Кроме того, и сам Ди Каприо, роль которого на протяжении большей части картины сводится к бросанию фраз "Сколько стоит?" - "Покупай!" и диковатому шизофреническому бормотанию тех или иных собственных мыслей, выглядит просто безупречно в эпизодах обеда у Хепбернов и судебного заседания.
Обвинять же картину Скорсезе в смазанности действия вовсе не стоит, в силу хотя бы ее хронометража. Некоторые сцены фильма выглядят скорее затянутыми, чем недосказанными.
"Авиатор" - удачный в целом биографический рассказ, которому веришь, не пытаясь искать подтверждения описываемым авторами событиям. Безусловно, в фильмографиях и Скорсезе и Ди Каприо есть работы гораздо сильнее, однако сказание о Хьюзе смотрится более, чем просто вменяемо, и наверняка понравится в первую очередь поклонникам жанра.
Антон Зуев