Продавщица Нюра Позднякова из городка Поварихино вроде бы уже и привыкла к одинокой своей, безмужней жизни. Но все же какая женщина не тоскует по семье, по личному счастью? И когда активно желающий ей добра пожилой родственник начинает нахваливать зашедшему на огонек прапорщику Виктору ее таланты — и шьет отлично, а как готовит!— Нюра смущенно отмахивается, но все же... А через несколько дней оказалась Нюра с Виктором в загсе... в качестве свидетеля его невесты, своей подружки, которую сама же с «женихом» и познакомила. Вот какая для нее вышла грустная история.
И захотелось Нюре убежать из Поварихина хоть на несколько дней — отойти от нечаянной обиды, развеяться. Несколько дней, проведенных Нюрой на южном курорте, ее встречи-знакомства с самыми разными людьми и составили сюжет кинокомедии «Дамы приглашают кавалеров», созданной режиссером И. Киасашвили и сценаристами А. Бородянским и К. Шахназаровым по мотивам рассказа Л.Славина «Кафе «Канава». Комедии веселой, но и с грустинкой. Вызывающей не только улыбки, но и размышления весьма серьезного свойства. О жизни, о любви, о принципах и об исключениях из правил.
Кто же она, эта Нюра, — искательница легких приключений, скорых, ни к чему не обязывающих знакомств? Наверное, такое решение было бы проще и... грубее, чем найденное авторами фильма. Перед нами не очень, счастливая женщина, уставшая от несбывающихся надежд, решившая раз в жизни устроить себе «праздник души». Отсюда и лихорадочный блеск в глазах и жажда вдохнуть «во все легкие», как пьянящий морской воздух, яркую, шумную, веселую курортную жизнь. Она хочет видеть ее такой непохожей на постылые поварихинские будни,— и видит.
И не Нюра ищет приключений—они сами ее находят. Попросилась на попутную машину, а потом полдня вместе с азартным водителем старенького «Москвича» гонялась по горным дорогам за шикарным «Мерседесом»—очень уж им хотелось обогнать этого красавца. Познакомилась было с импозантным, как из кинокартины, молодым человеком Валентином, а он пообедал на ее счет —и был таков. Еще один курортный знакомый, симпатичный инженер Анзор, как и Нюра, впервые приехавший отдохнуть у моря, тоже вовсю сорит деньгами, правда, уже не Нюриными, а своими. Но уже к вечеру того же дня у инженера щедрой души и смуглой наружности кончились финансы, их едва хватило лишь на обратный билет в общем вагоне.
Незадачливые приключения Нюры с Валентином и Анзором, как и полагается в хорошей комедии, смешны. Главная привлекательность этих сцен — в точно подмеченных черточках нашего быта, достойных осмеяния. Вот красочное объявление о празднике Нептуна в санатории. Крупными буквами выведено: «Участвует Михаил Боярский». Это ловкие организаторы скучноватого, шаблонного праздника решили завлечь публику. Вот сторож при древних развалинах не подпускает к ним никого — опасно, исторические камни могут обрушиться на современные головы. Но стоило Анзору многозначительно протянуть руку к бумажнику — и экскурсия состоялась.
И еще экстремальные обстоятельства беззаботной курортной жизни хороши и важны тем. что дают нам возможность исподволь познакомиться с героиней, по отдельным черточкам собрать и создать для себя красочную мозаику ее характера.
Нюру играет М. Неёлова. Кинокомедия для актрисы внове, но по всему ей интересен не только новый жанр, но и новый образ. Гротескных красок у актрисы, как сказала бы ее героиня, «недостача», но во всем, что касается характера Нюры, расчет точный. Нюра Неёловой отнюдь не первая красавица и к интеллектуалкам, кажется, тоже не принадлежит. Она простодушна, порой даже наивна. И актриса относится к своей героине с легкой иронией. Однако все поступки и слова Нюры выдают ее с головой — она прежде всего очень добра и относится к окружающим с удивительным, завидным доверием.
Нюрина незащищенность, незамутненность ее взгляда на людей находят отклик в людских сердцах. Случайная встреча на почте с телефонисткой Мариной (отличная работа Т. Божок) оборачивается искренней дружбой. У них, столь разных по возрасту, с первых же минут разговора оказывается много общего— душевная неустроенность, глубоко от чужих глаз спрятанное одиночество, надежда на встречу с чудом. Ну что ж, считает Нюра, в жизни, как в той бодрой песне, что пела ее подруга: «Сегодня мечта прошла стороной, а завтра, а завтра ты встретишь ее». Одним словом, «надейся и жди!».Только вот ждать как-то унизительно. И Нюра с Мариной остро чувствуют это. Отсюда бравада своим независимым положением: «Я Новый год встречать обожаю в одиночестве! Да и где они, настоящие мужчины,—перевелись!» — с максимализмом юности заявляет двадцатитрехлетняя Марина, и тридцатилетняя Нюра грустно соглашается. Но только ведь жизнь не «белый вальс», где «дамы приглашают кавалеров», выбрав самого стройного, самого кудрявого, самого симпатичного, одним словом, самого-самого. Жизнь не танцплощадка...
Но в нашем фильме чудо все же произошло. Саня — инженер по технике безопасности из далекого Улан-Удэ—пригласил Нюру на танец. Потом они гуляли у разноцветных фонтанов. потом зашли к нему в номер гостиницы—он придумал, что у него сегодня день рождения. И, окрыленная успехом, Нюра не замечала, что кавалер ее толстоват и прикрывает лысину хиленькой прядкой, что он немного занудлив, скуповат и не очень-то тактичен. (Л. Куравлев играет Саню, не скрывая многочисленных недостатков этого, в сущности, порядочного человека). Не долго думая, Саня сделал Нюре предложение стать его женой. И, не долго думая, Нюра согласилась. И вот уже жених и невеста на палубе белоснежного лайнера—свадебное путешествие начинается. Саня откровенно счастлив— так и сыплет остротами, происшествиями из собственной жизни, готов даже на спор пошевелить ушами — поразить случайного попутчика. Но, глядя на притихшую Нюру, вдруг начинаешь чувствовать, как коробит ее эта хвастливая самореклама, как неуютно, совестно ей рядом с этим не просто чужим, но чуждым ей человеком. И, схватив свой чемоданчик, Нюра спрыгивает с отчаливающего уже лайнера на причал.
Этой смешной и грустной одновременно сценой фильм мог бы и закончиться. Но авторы вовсе не хотели решать однозначно Нюрину судьбу и посему приготовили и для нее и для нас новый сюрприз, дающий повод к размышлению.
Задумчивая, сама себя не понимающая, возвращается Нюра в родной городок. Как сон, промелькнул короткий отпуск, кончился праздник, кончилась сказка, впереди привычные одинокие будни.
И тут, подходя к родному дому, Нюра видит топчущегося на крылечке... Саню. Он явно смущен: вот, не выдержал, прилетел вслед за нею и протянул «невесте» сувенир, камень — осколок скалы «коварства и любви».
Что промелькнуло на Нюрином лице? Радость? Испуг? Поварихино не лайнер, отсюда не сбежишь. Да и хватит ли ей сил снова повторить свой безрассудный подвиг? А. возможно, и не стоит его повторять? Ведь не так уж он плох, этот Саня, и, видно, взаправду искренне полюбил ее.
Так заканчивается комедия. Начинается жизнь. Со своими — не курортными— проблемами, мерками, вопросами и ответами. Им еще предстоит понять, найти друг друга. Нюре и Сане. И единственное, что мы вместе с авторами фильма можем сделать,— это пожелать им счастья.
Ю.Скворцов
«Советский экран» № 15, 1981 год