Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Зрительская ВОВлеченность

Зрительская ВОВлеченность
26 июля 2011 года исполнилось 40 лет со дня выхода в прокат «Офицеров» – одного из самых популярных и часто показываемых фильмов о Великой Отечественной войне. Специально к юбилею и по случаю 70-летия начала войны специалисты независимой исследовательской компании Movie Research и «Аналитического центра «Видео Интернешнл» решили проанализировать популярность фильмов и сериалов о ВОВ у современных кино- и телезрителей, чтобы подтвердить или опровергнуть известный тезис о падении интереса к картинам этого жанра.
Кинопатриотизм
Тема Великой Отечественной и Второй мировой войн с момента их окончания не теряет популярности у кинематографистов. Продемонстрировало эту тенденцию и последние пять лет (с января 2006 по май 2011 года), за которые в прокат вышло 19 современных фильмов, посвященных тем трагическим событиям (при этом не учитывались картины, пародийно трактующую тему войны, такие как «Гитлер капут!», «Мой Фюрер, или самая правдивая правда об Адольфе Гитлере», «Бесславные ублюдки» и «Операция "Мертвый снег"»). Соотношение числа зарубежных фильмов о ВМВ и отечественных лент о ВОВ составляет 7 к 12, при этом концентрация по годам более ярко выражена у российских картин: наибольшее их число вышло в юбилейные 2006 и 2010 годы.
Новинки кино – лучший выбор! Как определить, стоит ли вашего внимания та или иная новинка? Согласитесь, будет весьма обидно, упустить что-то действительно интересное, потратив несколько часов на просмотр скучного фильма. Чтобы избавить вас от подобного рода проблем, на сайте реализована удобная система оценок
Современные отечественные картины о ВОВ стали более кассовыми. Первую пятерку лент по этому показателю составили «Сволочи», «Утомленные солнцем 2: Предстояние», «Брестская крепость», а также обе части дилогии «Мы из будущего». Последние к тому же стали наиболее посещаемыми современными лентами о войне, собрав 1,2 млн и 1,6 млн зрителей соответственно. Столь высокий интерес во многом объясняется необычной сценарной концепцией этих фильмов, которая вызывает у зрителей высокую сопричастность к происходящему на экране: случайно попав в военное время, молодые герои видят те страшные события глазами современных людей, таких же, как и сами зрители.


Наработка обеих частей «Мы из будущего» на копию (423 тыс и 345 тыс рублей соответственно) существенно превысила средний показатель по картинам широкого проката (246 тыс рублей). Однако сборы с одного экрана у остальных военных фильмов были ниже, исключением стала лишь «Брестская крепость», которая по этому показателю оказалась четко на среднем уровне.


При сопоставимых с иностранными фильмами сборами на одну копию отечественные картины имеют более высокие показатели на ТВ. То есть иностранные фильмы о Второй мировой войне, показанные за последнее пятилетие в российских кинотеатрах, в целом были менее востребованы телезрителями, чем отечественные картины того же периода. Лишь одна лента – «Искупление» с Джеймсом МакЭвоем и Кирой Найтли – показала рейтинг выше 2% (4,6%). До двухпроцентной планки недотянула, в том числе, известная американская картина «Операция "Валькирия"» с Томом Крузом в главной роли.
Наиболее рейтинговыми из фильмов о ВОВ, вышедших в последние пять лет, стали две части «Мы из будущего» (11,1% и 8,2% соответственно). Эти показатели сопоставимы с лучшими телевизионными результатами советских картин – «Офицеров» и «В бой идут одни "старики"».
Фильмы-ветераны
Несмотря на частое обращение современных авторов к теме Великой Отечественной, многие зрители, особенно старшего возраста, все же предпочитают советские образцы жанра. Чтобы понять, как менялось отношение к этим фильмам со временем, были отобраны картины о ВОВ, собравшие за время своего советского проката наибольшую аудиторию, и проанализировано отношение к ним современных телезрителей.
В Тор 200 самых посещаемых советских фильмов, составленный киноведом Сергеем Кудрявцевым, попали 27 картин о ВОВ, в том числе и юбиляр – лента «Офицеры». Она вошла в десятку лучших из них вместе со всеми четырьмя сериями фильма «Щит и меч», двумя частями «Освобождения» («Огненной дугой» и «Прорывом»), картинами «А зори здесь тихие…», «Путь в Сатурн» и «Тегеран-43» (см. таблицу 4). В совокупности на военные ленты из первой десятки самых посещаемых в советском прокате было продано 556 млн билетов, столько же, сколько на все фильмы во всех российских кинотеатрах за последние 4 года, с 2007 по 2010 включительно.
В последние пять лет эти картины с большей или меньшей периодичностью показывались на шести основных российских телеканалах (Первый канал, Россия, НТВ, СТС, РЕН ТВ, ТНТ), но чаще остальных – «Офицеры» и «А зори здесь тихие…» (14 и 12 показов соответственно).
При этом из наиболее востребованных каналами картин самые высокие рейтинги показали «В бой идут одни старики» (максимальный рейтинг семи показов – 11,1%; фильм не попал в таблицу 4 из-за недостаточного числа посещений в прокате) и «Офицеры» (8,4%), что во многом объясняется колоризацией этих фильмов. С помощью этой технологии каналы все чаще подогревают интерес к старым лентам.


Впрочем, высокая частота показа не всегда гарантирует высокую зрительскую активность: результаты картины «А зори здесь тихие…» и еще двух лент – «Их знали только в лицо» и «Живые и мертвые» (по 4 показа за 5 лет) – оказались весьма скромными. Максимальный рейтинг «А зори здесь тихие…» составил всего 2,1%. Если рассмотреть российские и советские фильмы о ВОВ, попавшие в сетку шести основных каналов с 2006 по 2011 годы, то наибольший рейтинг придется на российскую картину «В июне 41-го», дважды показанную за этот период. Она стала одной из 13 российских лент, вошедших в список 20 наиболее рейтинговых фильмов о ВОВ (см. таблицу 5).


Больше половины картин из списка (11) в последнее пятилетие показывались не менее пяти раз, то есть в среднем не реже раза в год. К их числу относятся фильмы «Офицеры», «В бой идут одни "старики"», «Они сражались за Родину» и «Освобождение», которые стали наиболее признанной военной классикой, как с точки зрения посещений в советское время, так и с точки зрения числа показов и объема аудитории, которую они собирают на современном ТВ.
Телегеничность
Но при всей популярности советских полнометражных картин, они все же уступают по рейтингам сериалам и телефильмам о ВОВ. Созданные специально под ТВ-формат, последние более удобны с точки зрения показа, а главное – рекламного размещения.
7 из 20 наиболее часто показываемых сериалов и телефильмов о войне были советскими (см. таблицу 6). Суммарное число их показов составило 26. Тогда как 13 современных российских телевизионных картин в общей сложности демонстрировались 45 раз. При этом в число наиболее рейтинговых сериалов и телефильмов не попали самые востребованные телеканалами – российская картина «Благословите женщину» (8 показов за пять лет) и советская «Государственная граница» (7 показов).


В целом сериалы и телефильмы о ВОВ демонстрируют более высокие рейтинги, чем полнометражные картины, что объясняется их показом в популярных линейках, выходящих каждый день в одно и тоже время.
Выводы
Советские фильмы о ВОВ, которые показывали высочайшую посещаемость в кинотеатрах, по-прежнему пользуются популярностью – теперь у телезрителей. Интерес к ним остается стабильно высоким год от года, а колоризация таких фильмов как «Офицеры» и «В бой идут одни "старики"» дает этим картинам новую жизнь и привлекает аудиторию. В то время как современные российские картины, имея в целом более высокие рейтинги на старте (что, скорее всего, связано с эффектом новизны), снижают свои результаты при повторном показе. Но, несмотря на это, они остаются популярнее у телезрителей, чем иностранные картины, чем, к сожалению, не может похвастать вся отечественная кинопродукция.

Просмотров: 469
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: