Клоду Зиди в нашем прокате необыкновенно повезло – практически все его известные фильмы вышли на российские экраны.
Впрочем, чего удивляться - К.Зиди всю свою режиссерскую карьеру снимает комедии с участием крупнейших звезд французского кино - Пьера Ришара, Джейн Бёркин, Луи де Фюнеса, Анни Жирардо, Жан-Поля Бельмондо, Колюша, Жерара Депардье, Филиппа Нуаре...
Правда, начиналось все в 1960-х годах с фильмов «авторского кино». Около десятка лет Клод Зиди был ассистентом знаменитого оператора Жана Рабье (в картинах Клода Шаброля) и еще одного «директора фотографии» Жака Робена (в фильмах Жака Риветта). В 1970 году стал главным оператором одного из лучших фильмов Мишеля Драша – «Элиза, или Настоящая жизнь».
Казалось бы, для К.Зиди открывалась перспектива превратиться в одного из уважаемых метров европейской операторской школы. Но встреча с эстрадно-комической группой «Шарло» неожиданно изменила его творческую судьбу. Начиная с 1971 года Клод Зиди сделал с ними серию эксцентрических комедий («Сумасшедшие на стадионе», «Новобранцы идут на войну» и др.). Грубоватый и незатейливый в своих гэгах юмор этих лент имел несомненный зрительский успех, что вызывало множество продолжений и подражаний, снятых Жаном Жиро, Андре Юннебелем и другими жанровыми режиссерами.
Самого же К.Зиди на время увлекает дуэт француза Пьера Ришара и англичанки Джейн Биркин, с которыми он ставит подряд две динамичные комедии положений – «Горчица бьет меня в нос» (в нашем прокате фильм шел под аморфным названием «Он начинает сердиться») и «Гонка за эхолотом» («Не упускай из виду»). И в том, и в другом случае Пьер Ришар отшлифовывал найденную им маску рассеянного, сентиментального и застенчивого интеллигента, без конца попадающего впросак, чудом избегающего множества опасностей и влюбленного в хорошенькую женщину. Джейн Биркин была в этой роли столь же обаятельна, как и Мирей Дарк в другой комедийной дилогии с Пьером Ришаром, снятой примерно в то же время Ивом Робером («Высокий блондин в черном ботинке»).
Комедия «Крылышко или ножку?» оказалась неплохим бенефисом Луи де Фюнеса, а «Склока» - Анни Жирардо. Но, пожалуй, наиболее зрелищной в 1970-х стала суперкомедия Клода Зиди «Чудовище». Несмотря на рискованную по тем временам тему гомосексуализма, «Чудовище» допустили к «широкому зрителю» и у нас в стране. Слишком велико, вероятно, было финансовое искушение. Расчет оказался верным: Бельмондо и его партнерша - бывшая манекенщица и звезда нашумевшего боевика «Миллион лет до нашей эры» Рэкэл Уэлч - восхищали публику превосходной спортивно-комедийной формой.
В 1980 году «Инспектором-разиней» Клод Зиди, по-видимому, подал сценаристу и режиссеру Френсису Веберу неплохую идею использовать Жерара Депардье в откровенно гротесковом, комедийно-эксцентрическом качестве. Роль мрачного силача-гангстера, с которым борется незадачливый слабак (Колюш) для Депардье послужила своеобразным эскизом к известным лентам Вебера «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы».
Незадолго до своей гибели в автокатастрофе Колюш снялся у Клода Зиди еще в двух комедиях – «Банзай» и «Короли шутки», на мой взгляд, далеко не самых удачных. В первой из них на экране разворачивался калейдоскоп быстро меняющихся событий, переносящих главного героя из страны в страну, с континента на континент. Действие подчинялось безудержной, хотя и во многом банальной эксцентрике и четко организовывалось по темпу и ритму. Каждый из эпизодов длился не более 10 минут, не успевая наскучить и привлекая экзотикой трущоб Гарлема, притонов Гонконга и пейзажами африканских пустынь. Не забывался и эффект компенсации - каждый зритель на полтора часа мог почувствовать себя удачливым в любви и невредимым во всех экстраординарных обстоятельствах героем. Как и ленты с группой «Шарло», «Банзай», несомненно, обладал всеми признаками серийности и легко мог бы продолжаться до бесконечности...
В «Королях шутки» отчетливо звучали пародийные нотки (в адрес телебизнеса, фильмов Орсона Уэллса, Мартина Скорсезе и др.), однако часто ни сам Колюш, ни Мишель Серро с Тъери Лермитом не могли уберечь фильм от сомнительных по вкусу шуток, вроде поджаренной на вечном огне яичницы и отрубленного дверцами лифта собачьего хвоста...
Так и закрепилась бы, наверное, за Клодом Зиди репутация ремесленника от развлекательного кино, если бы не горькая комедия «Рипу», название которой (сленговое словечко, производное от «гниляков») так и не нашло адекватного перевода на русский язык, из-за чего фильм вышел на наши экраны под безликим титром «Откройте, полиция!».
Увы, с этой картиной, признанной в свое время во Франции лучшей работой года, произошла в отечественном прокате еще одна обидная метаморфоза. У нее был бесцеремонно купирован финал. Напомню, что два главных героя, пожилой комиссар полиции (Филипп Нуаре) и его молоденький помощник (Тьери Лермит), расставались у тюремных ворот: в надежде на украденные миллионы старший взял на себя общую вину и получил срок. Выйдя на свободу, герой Ф.Нуаре оглядывался вокруг, но... в «совдэповском» варианте печально следовала лаконичная надпись «Конец фильма», назидательно свидетельствовавшая: вот, дескать, каковы «волчьи законы» западного мира - дружок присвоил денежки и смылся, бросив бедолагу комиссара на произвол судьбы и дождя...
К настоящему «Рипу» Клода Зиди этот финал не имел никакого отношения. В оригинальной версии картины у ворот тюрьмы комиссара ждал верный ученик и друг, который все это время активно умножал совместно приобретенные капиталы...
Между тем фильм Клода Зиди был не только блестящим развлекательным зрелищем, но и грустным размышлением о неизбежности коррупции, о размывании нравственности, о всесильной власти денег, способных .даже идеальных стражей закона со временем превратить в ловких мошенников...
Замечательная игра дуэта талантливых актеров, герои которых органично вписывались в мир парижского дна, уверенная режиссура, элегантное изобразительное решение подкрепленное мелодичной музыкой Френсиса Лея, привели «Рипу» к заслуженному успеху, к сожалению, не подкрепленному следующей комедией Клода Зиди – «Ассоциация злоумышленников». Это был возврат к традиционной комедии положений без второго плана и впечатляющих актерских работ.
Правда, еще через 4 года Зиди снял продолжение своей удачной ленты – «Рипу против рипу»...
Так что же, считать «Рипу» случайным всплеском? Не хотелось бы так думать. Быть может, стоит довериться мнению Жерара Депардье, с которым Клод Зиди поставил фильм «Двое»: «Мне кажется, ты находишься на пороге великих свершений. Я убежден, что ты оставишь после себя заметный след... Клод Зиди, вы великий романтик! И нет нужды этого стыдиться!». Что ж, шпионскую комедию «Тотальная слежка» великим произведением, конечно, не назовешь, но поставлена, она, в самом деле, неплохо - недаром американцы сделали по ней римейк под названием «Правдивая ложь»…
© Александр Федоров, 1994