Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Райнер Вернер Фассбиндер

Райнер Вернер Фассбиндер
Райнер Вернер Фассбиндер обладал поистине неукротимой работоспособностью: за неполные 20 лет работы в кино он поставил около 40 полнометражных фильмов, некоторые из которых были к тому же многосерийными. Разумеется, на Западе и сейчас немало постановщиков, которые могут похвастаться еще более впечатляющей количественно фильмографией. Однако, как правило, речь идет о чисто коммерческих поделках, не имеющих ничего общего с искусством. Фассбиндер же, даже снимая 7 фильмов в год, не позволял себе расслабиться, схалтурить, изменить художественным принципам. У него могли быть картины неровные, но никогда не было фальшивых...
Помимо режиссерской работы в кино Фассбиндера увлекало актерское творчество (30 ролей на экране). Он поставил около двух десятков театральных спектаклей, писал сценарии практически ко всем своим фильмам, был автором 12 пьес, много времени отдал телевидению и радио и даже две свои картины снял как оператор...
Фассбиндер родился в обеспеченной семье врача, но с 5-ти лет рос без отца. Главным развлечением его детства было кино. Быть может, поэтому после окончания школы Фассбиндер решил поступить в актерскую студию в Мюнхене. Некрасивый, но талантливый и энергичный парень, он вскоре организовал маленький театрик, где ставил пьесы Гете, Софокла, Гольдони, Бюхнера, а в 1969 году дебютировал лентой «Любовь холоднее смерти». Затем последовали социальные драмы «Катцельмахер» и «Почему спятил господин Р.», остросюжетные ленты «Рио дас мортес», «Белый», «Американский солдат», экспериментальный фильм «Предостережение святой шлюхи»...
Буквально за 3-4 года Фассбиндер стал признанным лидером нового немецкого кино наравне о Фолкером Шлендорфом, Александром Клюге, Жаном-Мари Штраубом, Вернером Херцогом и Питером Фляйшманом...
Вокруг Фассбиндера сложился постоянный актерский коллектив, среди которого выделялись яркие индивидуальности Ханны Шигулы, Маргит Карстенсен, Ингрид Гафен и других молодых исполнителей. В первой половине 1970-х Фассбиндер добился успеха драмами, повествующими о жизни простых немцев - рабочих, мелких торговцев, пенсионеров («Продавец четырех времен года», «Матушка Кюстерс отправляется на небо», «Страх съедает душу» и др.), об их попытках найти свое счастье, об одиночестве и душевном разладе...
Наряду о этими реалистическими картинами Фассбиндер снял изысканную экранизацию романа Теодора Фонтане «Эффи Брист», черную комедию о терроризме «Третье поколение», проникнутую шармом декаданса «Китайскую рулетку» с Анной Кариной в главной роли...
Расцвет творческих сил Райнера Вернера Фассбиндера, несомненно, пришелся на рубеж 1970-х - 1980-х. Именно в этот период он поставил психологическую драму «Отчаяние» («Путешествие в свет»): это была одна из лучших в истории мирового кино экранизаций прозы Владимира Набокова. А затем - потрясающую по силе художественного воздействия трилогию, объединенную как атмосферой времени Германии второй половины 1940-х - первой половины 1950-х, так и драматическими женскими судьбами - сильной и настойчивой Марии Браун, сумевшей, «не постояв за ценой», пробиться в элиту эпохи экономического бума («Замужество Марии Браун»), расчетливой и обольстительной проститутки Лолы («Лола») и бывшей кинозвезды Вероники, ставшей жертвой собственного врача («Тоска Вероники Фосс»)...
Талантливая игра Ханны Шигулы, Барбары Зуковой и Розель Цех, филигранная режиссура, мастерски использующая возможности визуальной стилизации (особенно ощутимые в насыщенной контрастными и яркими цветами «Лоле» и серебристой грамме черно-белой «Тоски Вероники Фосс») создавали удивительную гармонию, свойственную выдающимся произведениям искусства.
Некоторые критики склонны полагать, что еще одна ретро-драма того же периода творчества Фассбиндера – «Лили Марлен» значительно уступает картинам его «трилогии». На мой взгляд, с этим трудно согласиться. Положив в основу своего фильма подлинную историю певицы Лалы Андерсен, чья песенка «Лили Марлен» звучала на всех фронтах третьего рейха, Фассбиндер создал психологически тонкое, неоднозначное произведение о механизме массовой культуры эпохи тоталитаризма, о том, как главная героиня (ее роль снова блестяще сыграла Ханна Шигула) становится пленницей своего эстрадного имиджа, заложницей политических манипуляций власти, очень хорошо представляющей, какое «искусство» необходимо народу, воспитанному в духе казарменной идеологии...
К несчастью, после экранизации романа французского писателя и драматурга Жана Жене «Керель» жизнь Райнера Вернера Фассбиндера трагически оборвалась.
Причина смерти: сердечный приступ из-за слишком большой дозы принятых наркотиков. Говорят, что это было самоубийство. Быть может. Режиссеру в ту пору шел 37-й год...
Просмотров: 107
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: