По-видимому, Джоди Фостер - единственная в мире актриса, из-за которой стреляли в американского президента. Не знаю, был ли Рональд Рейган поклонником ее таланта, но после того, как в 1981 году был ранен неким вполне симпатичным на вид молодил человеком, он, наверное, запомнил ее имя навсегда. Пресса сообщила сенсационные подробности: оказывается, парень в течение нескольких месяцев безуспешно пытался завоевать сердце красавицы-кинозвезды, буквально засыпая ее любовными посланиями, а потом с той же настойчивостью - угрозами в случае отказа сотворить нечто ужасное. Слава Богу, стрелком он оказался неважным, и президент остался в живых...
Так в судьбе Джоди Фостер драматическим отблеском отозвалась похожая ситуация из самого нашумевшего фильма с ее участием. Он назывался «Таксист», а Джоди играла в нем малолетнюю проститутку. По ходу сюжета этой картины Мартина Скорсезе главный герой тоже хотел совершить покушение на американского политического деятеля, а потом устраивал кровавую бойню в публичном доме...
Джоди Фостер родилась 19 ноября 1962 года в Лос-Анджелесе. Родители назвали ее Элис-Кристиан, но ей больше понравилось короткое Джоди. Карьера Фостер - яркий пример свойственного американскому кино мифа о киновундеркинде. Уже с 3-х лет девочка была занята в рекламном бизнесе, а чуть позже участвовала в телевизионных передачах, исполняла детские роли в сериалах.
На большом экране она впервые появилась в 10 лет («Наполеон и Саманта»). В 12 сыграла выразительную роль своей сверстницы в драме Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет». В 14 получила номинацию на «Оскара». Некоторые из критиков, правда, возмущались, что Джоди участвовала в слишком «взрослых» для ее возраста сценах. Однако вскоре выяснилось, что в некоторых любовных сценах «Таксиста» ее подменяла актриса постарше...
После Каннского триумфа «Таксиста» режиссеры предлагали Джоди одну роль за другой. В остроумной пародии на гангстерские ретро-фильмы типа «Крестного отца», названной Эланом Паркером «Багси Мэлоун», Джоди Фостер сыграла роковую красавицу. Все роли в этом забавном фильме играли дети, и Джоди с наслаждением вела соло в «своих» эпизодах, которых, к слову, было не так уж много.
Популярность Фостер во второй половине 1970-х была столь велика, что режиссер Питер Хэйден посвятил ей документальный фильм с красноречивым названием «Кино - это моя жизнь». В 17 лет Джоди сыграла в фильме будущего автора «Девяти с половиной недель» Эдриена Лайна («Лисы»), а в 22 года - в картине Тони Ричардсона «Отель «Нью-Хэмпшир» и драме времен второй мировой войны «Кровь других» («Чужая кровь»), поставленной во Франции Клодом Шабролем.
В фильме Шаброля зрители увидели уже не вундеркинда, а актрису со сложившимся почерком, способную к передаче сложных психологических состояний своей героини.
К сожалению, после возвращения из Франции Джоди Фостер не удалось получить ролей, достойных ее таланта. К примеру, в мистической драме Мери Лэмберт «Сиеста» из-за невнятности, приблизительности драматургического материала и режиссуры Фостер выглядела весьма заурядно. И кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы не главная роль в криминальной драме Джонатана Каплана «Обвиняемые», принесшая ей «Оскара» и «Золотой глобус» лучшей актрисы года. Джоди Фостер досталась здесь роль жертвы коллективного насилия, одного из тех, что каждые 6 минут происходят сегодня в Соединенных Штатах...
В 1990-х годах Джоди Фостер неожиданно для большинства своих поклонников решила пополнить немногочисленные ряд женщин-режиссеров («Маленький человек Тейт»).
Но главными её достижениями стали роли в психологическом триллере Джонатана Дэмми «Молчание ягнят» («Оскар») и в исторической драме «Соммерсби».