Дастину Хоффману было суждено родиться недалеко от Голливуда, в Лос-Анджелесе. Его отец был кинодекоратором и отлично знал кухню съемочной площадки. По этой самой причине он никак не мог посоветовать своему сыну идти в актеры. Уж больно невзрачная внешность была у будущей суперзвезды мирового экрана: маленький рост, щуплая фигура, большой нос. Однако Дастин был чрезвычайно упрям. В 1958 году, когда Хоффману стукнул 21 год, он с большим трудом поступил в актерскую школу Ли Страсберга в Нью-Йорке. Однако сама по себе школа отнюдь не гарантировала успешной актерской карьеры. Первые года в Нью-Йорке были для Хоффмана очень трудными. Маленькие роли в случайных спектаклях, бедность, граничащая с нищетой... Лишь ценой упорного труда и фантастического терпения Дастин Хоффман постепенно стал заметной фигурой на театральном небосклоне Америки. В 1966-1967 годах он впервые снялся в кино. И тут ему действительно повезло - Майк Николе пригласил его на главную роль в фильме «Выпускник». Эта картина принесла Хоффману долгожданную известность. Он стал звездой.
...Выпускник университета Бенджамен возвращается домой, там его соблазняет элегантная дама среднего возраста - жена компаньона отца. Бенджамен пассивно принимает эту интрижку — все лучше, чем умирать от скуки. Однако неожиданно он влюбляется в симпатичную дочь своей любовницы и, в конце концов, вопреки воле родителей крадет ее из-под венца....
Удачно балансируя на грани комедии и психологической драмы, Майк Николе вместе с Дастином Хоффманом создали как бы проекцию ситуации молодежного бунта против устоявшихся традиций старшего поколения. Молодые зрители восприняли этого героя как своего близкого приятеля. «Выпускник» стал хитом сезона.
Кстати, роль Бенджамена отзовется в последующих киноролях Дастина Хоффмана интересными аналогиями, прежде всего в картине Сэма Пекинпа «Соломенные псы», где герой Хоффмана - интеллигентный и тихий математик, приехавший вместе с молодой женой в английскую провинцию, волею драматических обстоятельств становится неистовым мстителем, уничтожающим своих обидчиков...
В 1968 году Дастин Хоффман сыграл одну из лучших своих ролей в драме Джона Шлезингера «Полуночный ковбой». Его герой - жалкий и несчастный бродяга по прозвищу Рико (Крыса) - несмотря на его убогий внешний вид и воровское ремесло, вызывает сочувствие, сострадание. В дуэте с Джоном Войтом, который исполнил в фильме роль несостоявшегося жиголо, приехавшего в Нью-Йорк покорять женские сердца, герой Хоффмана смотрелся отнюдь не карикатурно. Затравленность и боль в глазах, хромающая походка калеки, болезненный кашель, печальный юмор, тоска о несбыточном путешествии на юг... Дастин Хоффман вслед за классиками мирового искусства защищал в своей роли «маленького человека».
Парадоксально, но один из следующих фильмов Хоффмана в этом смысле назывался символически «Маленький большой человек». Режиссер этого фильма Артур Пени создал впечатляющий антивестерн времен войн белых колонизаторов с индейцами. Хоффман сыграл в этой картине роль белого, выросшего в индейском племени и после многочисленных приключений столкнувшегося в поединке с кровавым и жестоким генералом Кастером...
В 1970-е Дастин Хоффман снялся еще в нескольких заметных фильмах. В «Мотыльке» Франклина Шефнера он сыграл роль одного из заключенных тюрьмы в далекой Французской Гвиане. Это была суровая история мужской дружбы. В дуэте со Стивом Мак-Куином Хоффман показал себя большим мастером психологических пауз: в картине много сцен без активного действия и диалогов, где основная нагрузка ложится на скупые жесты и выразительность мимики...
Вторично встретившись с Джоном Шлезингером, Дастин Хоффман сыграл одну из главных ролей в его гангстерском триллере «Марафонец». Герой Хоффмана вступает в этой ленте в борьбу с бывшим нацистским преступником. В картине много превосходно снятых сцен преследования, хорошо играют талантливые актеры Лоуренс Оливье, Рой Шайдер и Марта Келлер, однако заметным событием по части искусства «Марафонец» не стал...
Самой яркой удачей Дастина Хоффмана 1970-х, на мой взгляд, стала роль звезды шоу-бизнеса Ленни Брюса в драме Боба Фосса «Ленни». Актеру удалось передать мятежный, бунтарский дух героя, в своих скетчах постоянно выступавшего против «сильных мира сего», работавшего на износ. Дастин Хоффман сыграл его чрезвычайно раскованно, вдохновенно, не микшируя его недостатков, не приглаживая его соленых, порой непристойных шуток...
К сожалению, такого уровня Хоффману удавалось достичь в 1970-х далеко не всегда, Не слишком выразительными оказались его работы в фильмах «Срок свободы» У.Гросбарда и в «Агате» М.Эптида. В ленте Майкла Эптида была сделана попытка рассказать о жизни знаменитой романистки Агаты Кристи, однако драма получилась несколько монотонной, скучноватой...
Реванш был взят в мелодраме Роберта Бентона «Крамер против Крамера», где Дастин Хоффман играл отца-одиночку, воспитывающего малолетнего сына. Эта роль принесла Хоффману «Оскара», и... в кинокарьере актера наступил неожиданный перерыв. По-видимому, ему было необходимо время, чтобы оторваться от конвейера экрана.
Следующую роль Дастин Хоффман сыграл в 1982 году. Но какую роль! Вернее, какие роли! В сатирической комедии Сидни Поллака «Тутси» Хоффман обнаружил чудеса актерского перевоплощения.
Триумфальной стала для Хоффмана и роль в драме Бэрри Левинсона «Человек дождя» (1988), где он сыграл человека, больного аутизмом. Его герой - абсолютно отрешен от мира, при этом он проделывает сложные математические операции с быстротой компьютера. Попытки его младшего брата (Том Круз) наладить с ним контакт постоянно наталкиваются на отчужденность. Однако мало-помалу между братьями начинает проскальзывать искра взаимопонимания...
В том же году Дастин Хоффман сыграл в криминальной комедии Сидни Люмета «Семейное дело».
...Интеллигентный парнишка (Метью Бродерик), войдя в сговор со своим дедушкой (Шон Коннери), имевшим заслуженную репутацию профессионального взломщика, решает совершить ограбление. Узнав об этом, его отец (Дастин Хоффман), давно забросивший преступный бизнес, приходит в бешенство, но... вынужден согласиться войти в семейную шайку...
Фильм дал возможность Хоффману создать интересную в психологическом отношении роль, наполненную массой юмористических подробностей.
Любопытным экспериментом стала для Хоффмана небольшая роль Мямли в экранизации серии комиксов «Дик Трейси» Уоренна Битти. Сложный грим, нечленораздельная речь, трясущиеся руки и ноги... Дастина Хоффмана нелегко узнать в этом нелепом персонаже. Роль-розыгрыш, шутка актера, которого все чаще называют гениальным.