Литературная традиция сделала Петербург городом загадочных преображений и мистификаций. Таковы «Медный всадник» Пушкина, «Невский проспект» и «Шинель» Гоголя, «Белые ночи» Достоевского.
С кинематографическим Питером никак не лучше. За всё время существования кино на свет появилось никак не меньше полутора сотен фильмов, где главным героем был сам Питер. И главная «задача» этого загадочного и романтичного города та же - путать всем карты.
Например, один из моих любимых фильмов – «Невероятные приключения итальянцев в России». Питер глазами героев виден исключительно как сокровищница, состоящая изо львов, под одним из которых зарыт вожделенный клад. Город сбивает героев фильма с пути нахождения бабушкиных сокровищ, но зато приводит друг к другу двух главных действующих лиц: капитана доблестной советской милиции Васильева (Андрей Миронов) и итальянскую девушку (Стефания Сантилли). Питер под руководством богини Афродиты кружит голову влюбленным, надеясь, что про богатство забудут. Но сокровища без внимания тоже не остались, итальянские друзья перерыли землю подо всеми львами в городе, притворяясь то строителями, то газовой службой, пытающейся подорвать театр (где пел сам Шаляпин!), а в финале - даже смотрителями в зоопарке.
Как и полагается жанру приключенческого кино, в фильме есть отрицательные герои, которые всячески мешают положительным (то бишь злодеи, один из которых, между прочим, Евгений Евстигнеев!). Да, город Питер любит придумывать сложности, вот и «обрушивается» на головы героев главный мафиозо - Розарио Агро, который обладает способностью Кощея бессмертного – не погибнуть даже тогда, когда оказывается в закрытой телефонной будке, погружающейся в воду. Он с нетерпением ждет того момента, когда, наконец, все каменные львы … не будут лежать «кверху лапками». Но их столько, этих львов, что сам герой, со слезами на глазах спрашивает: «Ну, когда они кончатся?!» А никогда они не кончатся. Город Петербург славен не только Русским музеем и Эрмитажем, но и бесчисленными львами!
Заключительный эпизод с захватом наследства выглядел очень забавно, любой прохожий подумал бы, что это похищение злого, прожорливого льва. Но русская бабушка не хуже настощего пирата оказалась, ведь зарыла-то клад не под каменным, а под настоящим, некормленым, наверное, уже почти полгода, львом. Герои-итальянцы вместе с Розарио Агро бегают от этого мужественного охранника сокровищ, но за счет того, что у героев фильма ноги длиннее, чем у льва, им все-таки удалось спастись. Во многом им помог и сам Питер и его достопримечательности, например, та же река Нева.
Эта река тесно «дружит» с Питером и является его неотъемлемой частью.
Вот и в «свежеиспеченном» фильме «Питер FM», который на тридцать с лишним лет моложе того, моего любимого, Нева пошалила и «прибрала к рукам» телефон «Samsung». Ни «итальянцы в России», ни тем более капитан Васильев в те далекие годы понятия не имели о сотовом телефоне «Samsung». На этот раз, кстати, «шалости» реки Невы имели положительные последствия.
Если бы не произошел этот случай с утерей сотового, Максим бы не позвонил на свое любимое радио и не услышал бы знакомый голос девушки, которая перевернула всю его жизнь. В этой картине герой тоже в поисках «сокровищницы». Перед ним стоит нелегкий выбор: уехать в Германию и жить до конца жизни, обнявшись с мешком денег, или встретиться, наконец, с девушкой в красной куртке и…сидеть, обнявшись, на лавочке со своим настоящим «сокровищем».
В картине «Питер FM» славный город Петербург предстает перед зрителями совсем в другом стиле, отличном от города Ленинграда в комедии Эльдара Рязанова: дома немного «тяжеловесной» немецкой архитектуры, мрачноватые улочки, заборы. И Питер на некоторое время заменяет шалунью Неву и начинает шутить сам: «сталкивает» главных героев с разными смешными персонажами. Например, на пути Максима появляется мужичок на скамейке, которого жена посреди ночи выгнала; бомж, просматривающий совместные фотографии Максима с бывшей девушкой Мариной. А Маше - странная особь мужского пола, с таким же странным, неприличным предложением.
Маша - такая же таинственная, как её родной город Питер. Она смотрит на мир другими глазами. Даже по одежде видно, что она «не от мира сего»: прическа «Я у мамы дурочка», шапочка, похожая на ушанку (в летнюю пору!), кофта…, а под ней вроде еще одна, и еще...
Подруга главной героини - также детище Питера, она действительно человек, который чем-то похож на Машу. И невольно вспоминается эпизод с танцами, которые они устроили прямо около кабинета главного редактора.
В финале картины Машин сослуживец обретает счастье с хиленьким, маленьким, низеньким, но милым поклонником. А Маша всё так же притягивает к себе людей, радио «Питер FM» как никогда популярно и все звонят пожаловаться, посоветоваться, спросить. И одна из слушательниц радио, позвонив, спросив, что делать с человеком, которого не любишь, заставила задуматься о свадьбе и саму Машу… И здесь Питер сыграл важную роль...Его весеннее настроение переворачивает что-то в героине, и она понимает, что Костя, конечно, хороший, но он - не для нее. Конец ясен: зрителя ждет happy end - довольно романтичный.
Питер – город, в котором всё сначала перемешается, перепутается, но зато в конце окажется, что ты нашел и любимого человека, и место в жизни, и настоящих друзей.
Может, махнем в Питер, а?
Кристина Бушмелева, май 2006 года.