Саймон Джеймс (
Джесси Айзенберг) – изгой, настоящий «маленький человек», чьи навыки социальной адаптации, мягко говоря, не особо развиты. Он настоящий человек-невидимка, начальник в конторе, где он проработал долгие годы (отличная роль
Уоллеса Шоуна), не помнит его имени, а охранник на проходной каждый раз требует у него пропуск. Даже собственная мать относится к нему со смесью равнодушия и презрения. У него есть объект желания - живущая в квартире напротив Ханна (
Миа Васиковска), но и она не желает его замечать. По законам драматургии параноидальная атмосфера угрозы и бюрократической монотонности, вселенная Оруэлла, помноженного на Кафку, должна чем-то разродиться. Так и происходит – у Саймона Джеймса появляется коллега-двойник, Джеймс Саймон.
Ничто не предвещало, что англичанин
Ричард Айоэйд, обаятельная звезда сериала «Компьютерщики» и режиссер «Субмарины» и множества клипов инди-рок-групп, снимет нечто подобное. Тема двойничества интересовала многих великих писателей, от Шварца и Гоффмана до Гоголя с Достоевским, но перенести притчевую форму в кино получалось далеко не у всех. Надо сказать, что Айоэйд справился почти на отлично. Его второй фильм, экранизация одноименной повести Достоевского, завернутая в обертку антиутопического нуара, больше похожа на «Бразилию»
Терри Гиллема, чем на классические киноадаптации русского классика, и именно в этом заключается его огромный плюс. Историю молодого человека, которого постепенно начинает сживать со свету более успешный двойник (Айзенберг очень убедительно играет не только лузера, но и карьериста), он написал совместно с братом Хармони Корина, Ави, и, надо отдать должное, снята она одновременно стильно и сдержанно.