Новый фильм о Дубровском сложно назвать полноценной экранизацией - от повести Пушкина в фильм вошло немногое. Так бывает, когда действие классического сюжета переносится в наши дни. Герои повести осовременены следующим образом: помещик Кирилл Троекуров (
Юрий Цурило) стал могущественным олигархом, Андрей Дубровский (
Александр Мезенцев) – директором фермерского кооператива, его сын Владимир (
Данила Козловский) – лощеным столичным юристом, а Маша Троекурова (
Клавдия Коршунова) – выпускницей лондонского колледжа, скучающей в отцовском имении.
В первые 20 минут экранного времени современное прочтение выглядит даже убедительно, зато после финала трудно избавиться от ощущения, что пушкинские персонажи здесь нужны только как предлог для обличительной репрезентации современной российской действительности. В основных сюжетных линиях еще можно узнать пушкинский текст, и это один из безусловных плюсов данной экранизации. Однако в фильме задействовали те архаичные мотивы повести, которые в XXI веке уже не работают и требуют определенной актуализации. В этом смысле довольно подозрительно воспринимается Маша Троекурова, не отступившая от литературного прототипа ни на шаг; несмотря на заграничное образование и способность к критическому мышлению, она остается провинциальной безынициативной барышней, позволяющей другим принимать за себя решения.