Как отобрали конкурсную программу из более, чем полутора тысяч фильмов, присланных в этом году, тоже представить сложно, но и это сделали. А вот что практически очевидно - так это выбор тех "коротышек", которым вручило призы жюри. К слову - этот выбор почти полностью совпал с тем, что был сделан в программе короткого метра в этом году на фестивале "Кинотавр" (куратор - Ирина Любарская). Так, например, Гран-При на обоих киносмотрах был вручен короткометражному фильму Руслана Братова "Лалай-Балалай". Он, по сути, сделан в форме экранизированного анекдота, и вполне мог бы составить новеллу в "алкогольной" комедии типа "Горько!". Чтобы понять о чем кино, достаточно начать с фразы: "Однажды начальник с подчиненными напились...". И в таком предпочтении уже просматривается некоторая тенденция. В прошлом году на фестивале "Короче" Гран-При выиграла короткометражка "Ну здравствуй, Оксана Соколова!", рассказывающая о том, как новоиспеченный диджей модного радио с друзьями бурно отметил свое назначение, а наутро... Кстати, в этом году на питчинге фильму "Ну здравствуй, Оксана Соколова!" выделили государственные деньги, чтобы расширить его до полного метра. Разрастется ли "Лалай-Балалай" - покажут питчинги в госструктурах в следующем году.
Остальные призы на фестивале "Короче" в этом году были распределены следующим образом. Лучший режиссёр - короткометражка "Как я сбросил кожу", лучший сценарий - "Рёбра", и спецприз - "Половинки" с формулировкой "за оригинальное представление любви". Дипломами были отмечены картины: "Гейм", "Крайняя смена", "Цугцванг" и "Update/Delete". Если снова вспомнить о "Кинотавре", то, например, картины "Цугцванг", "Половинки" и "Update/Delete", присутствовали и там.
"
1600 короткометражных фильмов было подано на фестиваль "Короче" в этом году - такую цифру озвучил программный директор фестиваля "Короче" Артем Рыжов
Фильм "Как я сбросил кожу" скорее трагический, чем смешной, и рассказывает о "дедовщине" среди юных спортсменов. А вот и "Ребра", и "Половинки" сняты с хорошей долей здорового юмора. Опять же фильм "Ребра" напоминает удачно снятый анекдот или байку из жизни врачей, с включениями эпизодов из будней обычного участкового. А "Половинки" - трогательная романтическая история о любви: как люди прирастают друг к другу и прорастают друг в друге. Вообще - как только молодые режиссеры начинают снимать о том, что хорошо знают - анекдоты ли, любовные переживания, фильмы на тему профессии - у них это получается заинтересованно и хорошо. Еще один пример тому - фильм "Крайняя смена" - фаворит обозревателя "РГ". В нем рассказывается о съемках фильма неким искусственным интеллектом, который сам себе и режиссер, и все остальное. Еще и председатель Союза кинематографистов страны. В главной роли - актера, представителя старшего поколения - снялся Виктор Вержбицкий. Продюсеры картины, отвечая на вопрос "РГ", как удалось договориться с таким маститым артистом, рассказали, что первоначально рассматривали кандидатуру Сергея Маковецкого, затем посылали приглашение Виктору Сухорукову, но с обоими артистами не совпадали по срокам. Вержбицкий же настолько заинтересовался остроумным сценарием, что выделил целый выходной день на съемки, еще и отработал бесплатно. Вообще участие звездных актеров на благотворительной основе в короткометражном кино - отдельная тема. В картинах конкурсной программы можно было увидеть и Романа Мадянова, и Гарика Сукачева, и Бориса Токарева, и Евгения Цыганова, и Павла Табакова и даже... Франко Неро. Было видно, что все они получали удовольствие от съемок. Знаменитая актриса Инга Оболдина, приехавшая на "Короче" в этом году впервые, напомнила обозревателю "РГ", как некоторое время назад снималась в короткометражном фильме популярного актера и тогда начинающего режиссера Кирилла Плетнева. На нынешнем же фестивале Плетнев представлял зрителям уже полнометражную картину "Жги!", где Инга Оболдина сыграла главную роль, и в его ближайших режиссерских планах еще, как минимум, два полных метра. И это еще раз подтверждает - какое привлекательное место фестиваль короткого метра для продюсеров, которые ищут на "Короче" молодых и перспективных, чтобы доверить им большое кино. Поэтому продюсерское представительство на киносмотре в Калининграде более, чем широкое. Ищут таланты.
Каковы основные темы фестиваля в этом году? Общая тенденция в кино - снимать хоррор - коснулась и "коротышек". Были ленты про маньяков, педофилов, убийц и офисных страдальцев, чья жизнь по мнению творческих людей - один большой хоррор. Была и картина про превращение человека в таракана, видимо, навеянная произведениями Кафки. Но обозначенная тема может быть еще и ужасно смешной. Пример тому - фильм "Интересное положение", рассказывающий о беременной девушке в состоянии токсикоза, которая реагировала на запахи своеобразным способом - от обычной еды ее тошнило, а поедала она указы высокопоставленных чиновников. Главную роль сыграла Ирина Токмакова, актриса Губернского театра Сергея Безрукова, и это получилось у нее так хорошо, что есть опасение - могут переманить в жанровые фильмы за рубеж. Ведь часть короткометражек, показанных в Калининграде, молодые авторы пытаются продвигать и там. Так, фильм "Молоко", например, в этом году был отобран в программу короткого метра на "Берлинале". А тот же фильм "Крайняя смена" отправится на престижный киносмотр в Лондон.