10 июня 1922, Тбилиси — 2 сентября 1997, Москва.
Эстрадный актёр, выдающийся конферансье, педагог ГИТИСа.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (12.07.1985).
Из семьи обрусевших итальянских цирковых актёров Брунос (в конце XIX века известен Папи Брунос — акробат, участник цирковых пантомим). Родители Бориса Брунова владели многими жанрами, но преимущественно работали на проволоке (эквилибристы) и как сверхметкие стрелки из ружей.
В десять лет мальчик впервые вышел на манеж в номере родителей. Со временем освоил многие жанры: жонглирование, акробатику, игру на концертино и ксилофоне. С детских лет цирк привил ему чувство публичности, непринужденность, раскованность.
Во время службы в армии (Дальний Восток) принимал участие в художественной самодеятельности. Начал вести программу Тихоокеанского ансамбля песни и пляски. В 1948 году после демобилизации — конферансье небольших концертных бригад, монологи, репризы брал из газет и журналов, из репертуара столичных гастролеров.
В 1953 году Борис Брунов приехал в Москву, отсутствие своего репертуара помешало с первой попытки поступить в Москонцерт. Но остроумного, обаятельного молодого артиста заметили, Рина Зелёная взяла его под свою опеку. Известный артист эстрады и оперетты Р. Юрьев познакомил Бориса Брунова с молодым публицистом Михаилом Грином. В результате совместной работы в его репертуаре появились первые «положительные» фельетоны «В шесть вечера после работы» и «Будьте как дома» — о Москве и ее будущем. Второй как нельзя более соответствовал теме торжественного концерта в Колонном зале Дома Союзов, и молодой конферансье оказался его участником (23 октября 1954 года), а вслед за тем и штатным конферансье Мосэстрады.
В 1950-1970-е годы становится известным конферансье (нередко и постановщиком) всевозможных декад, фестивалей, праздников, проводившихся по всей стране. Борис Брунов выступал на Северном Полюсе (1956), в котловане Братской ГЭС, на открытии Кремлевского Дворца съездов, в Зелёном театре ЦПКиО, в маленьких сельских клубах… Каждая аудитория требовала особой манеры ведения концерта.
Отмечали "удивительное, никогда не подводившее Бориса Брунова чутье на реакцию зрителей". Умел вовремя вставить остроумную реплику, "обыграть" неожиданную ситуацию, рассказать анекдот. Но импровизационный дар и острота реакции - сильнейшие качества Бориса Брунова-конферансье не могли раскрыться в условиях строжайшей цензуры, когда отступление от утвержденного текста грозило серьезными неприятностями. Со временем его собственные "разговорные" номера стали короче, развернутые фельетоны уходили в прошлое, уступая место коротким злободневным репризам, куплетам (авторы Г. Териков, О. Левицкий, А. Цомук, А. Мерлин и другие). Выработал свою манеру исполнения - "проговаривал" куплет, слегка напевал рефрен. Музыкальность, пластичность, чуть старомодное изящество отличали его - "старого куплетиста" (куплеты "Ах, варьете"). В своих шутливых интермедиях использовал буффосинхронаду, фокусы с платочками (сам же их разоблачал), играл на концертино, на ксилофоне.
С первого момента появления Бориса Брунова на эстраде, с первых слов "Добрый вечер, здрасьте!" устанавливался контакт с залом. Лицо, фигура, все поведение излучали доброжелательность, оптимизм, его демократичность была без вульгарности, лукавство без язвительности. Любил публику и радовался предстоящему общению; представлял актеров уважительно, в то же время не предрешая зрительской оценки. Способность чувствовать время позволяла Борису Брунову занимать на эстраде ведущее положение в течение четырех десятилетий. Особой стороной деятельности Бориса Брунова-конферансье являлись зарубежные гастроли, вел программы на многих иностранных языках. Использовал эксцентрику, трюки, элементы танца. Объездил весь мир, не однажды представлял наших артистов в США, Канаде, странах Южной Америки, Азии, Европе.
В 1971 году окончил Высшие режиссёрские курсы, получив диплом режиссёра эстрады и массовых зрелищ. С 1976 года преподавал на факультете эстрады ГИТИС (руководитель курса).
С 1983 года — художественный руководитель и директор Московского театра эстрады.
Член жюри многих Всесоюзных и Всероссийских конкурсов артистов эстрады. Вице-президент МСДЭИ (Международный союз деятелей эстрадного искусства). Член ряда общественных организаций: президиума ЦДРИ; Московского городского фонда мира и других.
Брунов был госпитализирован в Центральную клиническую больницу в связи с резким ухудшением здоровья в конце августа 1997 года. Спустя несколько дней у артиста стало плохо с сердцем, и его экстренно перевели в реанимационное отделение. Однако все попытки врачей спасти Брунова оказались тщетными. Брунов умер на 76-м году жизни, не дожив четырёх дней до подготовленного им к 6 сентября праздничного шоу на Тверской площади «Песни Москвы».
Похоронен артист 4 сентября в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
роли в кино
1996 Возвращение "Броненосца" (Беларусь, Россия) :: Федя Бояров
1976 Ансамбль неудачников (короткометражный) :: Борис Брунов
1963 Короткие истории
архивные кадры
2005-2007 Как уходили кумиры (документальный)