Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Операторы, СССР, Россия, Г

Гринберг Александр (Абрам) Данилович

Гринберг Александр (Абрам) Данилович
1885 — 1979

Классик русской живописной пикториальной фотографии, человек удивительной судьбы. Прожив 94 года, он стал очевидцем и участником революционных событий, гражданской войны, двух мировых войн. Был жертвой сталинских репрессий, идеологических гонений.

Родился Александр Данилович в 1885 г. в Москве, в семье служащего. После окончания гимназии, поступил в Московский университет на физико-математический факультет, на специальность «физика-механика». С 10-летнего возраста начал увлекаться фотографией.

В 1906 г. он вступает в члены Русского фотографического общества, крупнейшего объединения творческих фотографов дореволюционной России. Является одним из активных сторонников и пропагандистов масляной обработки фотоотпечатков (броймоль, гуммиарабик, резинотипия). В совершенстве овладевает этими сложными техниками «благородной печати», позволявшими передавать в портретах — оттенок настроения, в пейзажах — мимолетные впечатления от натуры. Гринберг проявляет себя первоклассным мастером живописной фотографии, способным поэтизировать обыденную реальность. Его работы завораживают современников виртуозностью исполнения. В 1908 г. приходит первое признание: Гринберг получает серебряную медаль на Всероссийской выставке, а в 1909 г., на Международной выставке в Дрездене удостаивается золотой медали. В дальнейшем он становится участником и призером абсолютно всех крупнейших фотосалонов. В 1913 г. Александра Гринберга приглашают на должность инструктора Русского фотографического общества.

Большое влияние на развитие творческих принципов Гринберга оказывает близость к практике кинематографа. В 1914 г. он организовывает фотоотдел на кинофабрике Ханжонкова в Москве и начинает работать там кинооператором.

К сожалению, первая мировая война прерывает его деятельность, он идет в армию, в 1915 г. попадает в плен, где находится до середины 1918 г. Время, проведенное в плену, проходит не зря, он успевает перевести на русский язык несколько трудов по фотокинохимии. После возвращения в Москву продолжает свою деятельность в кино, работает кинооператором на кинофабриках Харитонова, Ермолаева, Биофильм, кинооператором в одной из дивизий Красной армии в Одессе, затем на местной кинофабрике. С 1921 г. работает во Всероссийском фотокиноотделе; в 1923 г. поступает преподавателем в Государственный техникум кинематографии (будущий ВГИК). Там ведет ряд предметов по технике кино и заведует этой кафедрой до 1930 г. Одновременно с 1925 г. по 1928 г. работает оператором на первой Госкино (потом Совкино) фабрике. После 1930 г. ведет консультационную работу в кино и фотоорганизациях по проектированию фотолабораторий и фотофабрик. С 1934 г. — преподает на фотокурсах Московского общества работников фотографии.

В середине 1920-х годах Гринберг вместе с членами фотокабинета, созданного Государственной Академией художественных наук, приступает к разработке большого художественного проекта «Искусство движения», целью которого является изучение транскрипции движения. Перед фотографами встает задача найти возможности раскрыть в двухмерной плоскости фотоснимка динамику движения: скорость, ритм, бег, перемену времени и мест.

В период разработки этой темы Гринберг приходит к выводу: художественная фотография может выражать себя и без сложной технической обработки снимка. Он отказывается от прежних технологий и формулирует идею «чистой фотографии», введя в обиход это понятие.

С 1925 по 1928 г. Гринберг участвует во всех четырех выставках «Искусство движения». По мере разработки этой темы, Гринберг работает и достигает виртуозности исполнения в жанре «обнаженной натуры». Его фотографии, полученные с использованием минимальных технических средств, поражают художественной выразительностью. Он достигает абсолютного совершенства в изображении полных истомы и сладостного томления моделей, излучающих обещание блаженства и неземной любви.
В этот период времени авторитет мастера очень высок, вместе с известнейшими деятелями искусства он входит в состав жюри одной из самых крупных и значительных выставок того периода «Советская фотография за 10 лет», где выставляет свои работы — 51 снимок, итоги своей двадцатилетней работы. В этом же году принимает участие в международных салонах в Токио, Турине, Торонто, Монце-Милане, Париже.

В стране постепенно меняется общественно-политический климат и как следствие, в 1929 г. начинается разгром старой фотографической школы. Гринберг вместе со многими фотохудожниками того времени попадает в число художников «прямо отражающих отсталую, реакционную, чуждую ...идеологию». Его произведения получают ярлык «упадочные» «социально-импотентные». Советские чиновники от искусства делают единственно возможный для себя вывод: эротизму, который несут в себе работы Гринберга, не должно быть места в отечественной фотографии. На выставке 1935 г. Гринберг еще раз выставляет свои этюды обнаженной натуры, в результате чего в 1936 г. году его арестовывают и осуждают на 5 лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в распространении «порнографии».

С 1936 по 1939 г. Гринберг отбывает наказание на Бамлаге НКВД, где работает в качестве фотографа и технорука Фото-Бюро Управления Бамлага. В 1939 г. его освобождают досрочно за ударную работу. После освобождения с 1939 по 1941 г. он работает в качестве фотографа-художника в музее Троице-Сергиевой Лавры.

Во время Великой Отечественной Войны он остается в Москве, работая фотохудожником-портретистом.
В 1950-е годы Гринберг реабилитирован. Однако творческое наследие выдающегося фотохудожника на долгое время забывается.

На выставке в арт-студии Модного дома представлены фотоэтюды, созданные мастером в 1923 году. Фоном для действия служат уголки усадебных подмосковных парков в Царицыно, Марфино, Архангельском, Никольском-Урюпино, Кузьминках.

В 1921 году в Советскую Россию приехала Айседора Дункан. Она покорила русскую публику свободной пластикой античной вакханки. В художественных кругах вновь пробудился интерес к танцу, пластическим искусствам Древней Греции. Казалось, в движении, в танце можно воскресить дух античной классики. Эти настроения нашли отклик и среди мастеров русской светописи — одного из доминирующих тогда направлений в художественной фотографии. В их работы ворвались босоногие девушки в греческих туниках.

Одним из первооткрывателей и создателей таких образов был А.Д. Гринберг, мгновенно уловивший веяния времени. Вместе с танцевальной студией Веры Майя он побывал во многих подмосковных усадьбах, создавая серии пластических этюдов на фоне архитектурной декорации русского классицизма.
В последние годы особенно возрос интерес к творчеству А.Д.Гринберга. Теперь мы можем наслаждаться фотографическим искусством Гринберга, и в полной мере оценить талан и виртуозность этого мастера. Произведения А.Д.Гринберга уже демонстрировались в Москве, теперь — Омск. Экспонируемая в Модном доме выставка «Античный спектакль в русской усадьбе» впервые столь полно раскрывает творческие поиски автора, связанные с темой античности, образы которой вновь смогли воскреснуть на сцене старинной русской усадьбы.

Оператор
1927 Два друга, модель и подруга
1926 Потомок араба
1925 Федькина правда (короткометражный)
1920 Рассказ о семи повешенных
1920 На заре
1920 Красный Касьян
1920 Два мира (короткометражный)
1919 Четыре месяца у Деникина (короткометражный)
1919 Паразит (короткометражный)
1918 Дело помещика Бродова


Просмотров: 2076
Рейтинг: 1
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: