20 января 1900, Симферополь — 25 июня 1982, Москва.
Оператор, теоретик кино, режиссер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения. Государственная премия (1947, 1951).
Рано остался без отца и воспитывался матерью и дядей, сельским учителем. Из Симферополя уехали очень быстро, родными местами стала Херсонщина. Дядя преподавал в немецкой колонии, в селе Шеенталь. Головня начал учиться в дядиной школе, где преподавание шло на русском и немецком языках.
В 1910 году поступает в херсонскую Первую мужскую гимназию. Живёт с мамой, которая работает машинисткой в земской управе. Платить за учёбу нечем. К счастью, на способного мальчика обратили внимание родители его соученика. С пятого класса Анатолий получает нечто вроде стипендии, — он учился за счёт фонда для остро нуждающихся детей дворянского звания. В конце 1915 — начале 1916 года, не без влияния взрослых, в гимназии создали революционный кружок "Либерта", в котором Головня стал активным участником.
Закончив гимназию, Головня поступает в Херсонский политехнический институт на агрономический факультет. В 1921 году институт преобразовали в Сельскохозяйственный техникум. Желая получить высшее образование, Анатолий оставляет техникум и отправляется в Москву. Он намеревался поступить в Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию, на факультет механизации сельского хозяйства, но приём в академию уже был закончен. Случайно прочёл в Известиях" о наборе на факультет киноинженеров Государственного техникума кинематографии (ГТК). Головня решение поступать, чтобы не терять год, а там будет видно. Успешщно сдаёт экзамены и, уже будучи принятым, выясняет, что факультет готовит не киноинженеров, а кинооператоров. Что это такое, никто толком не знает. Головня остаётся в техникуме, с тем чтобы остаться в кино навсегда.
В 1926 году окончил ГТК (ныне ВГИК). Основам киноискусства учился у Л.В. Кулешова, был ассистентом оператора у А. Левицкого .
Совместная работна с Всеволодом Пудовкиным на фильме "Механика головного мозга, переросла в творческую и личную дружбу. Когда в 1953 году Пудовкина не стало, Головня принимает решение ни с кем больше не снимать, уйти целиком в научно-педагогическую деятельность.
В 1927 году А.Д. Головня женился, родилась дочь. На съёмках фильма "Минин и Пожарский" знакомится с кинооператором Тамарой Лобовой, которая в дальнейшем станет женой и соратником.
С 1935 года — руководитель кафедры операторского мастерства ВГИКа.
Один из основоположников отечественной школы операторского мастерства. Лучшая работа в немом кино — съёмки трилогии В.И. Пудовкина «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана». Первым освоил метод монтажной съёмки, успешно применял крупный план, подсветку глаз, что придавало экранному изображению особую выразительность. Особое место в фильмах Головни занимали пейзажи, контрастные по настроению — лирические и тревожно-напряжённые.
В 1940-е годы обратился к исторической тематике: поставил фильмы: «Суворов», «Адмирал Нахимов». В 1972 году был удостоен почётной премии Венецианского кинофестиваля за совокупность творчества.
Автор книг: «Свет в искусстве оператора» (1945), «Фотокомпозиция» (1962, совместно с Л.П. Дыко), «Мастерство кинооператора» (1965), "Экран — моя палитра", по которым до сих учатся студенты операторского факультета ВГИКа.
Использованы материалы из книги Е.Громова "Кинооператор Анатолий Головня: Фильмы. Свидетельства. Размышления" — Москва: Искусство, 1980.
призы и награды
1947 — МКФ в Локарно (Особое упоминание жюри за операторскую работу, фильм "Адмирал Нахимов")
1947 — Сталинская премия (I степени, фильм "Адмирал Нахимов")
1951 — Сталинская премия (II степени, фильм "Жуковский")
роли в кино
1928 Стеклянный глаз :: оператор
участие в фильмах
1979 ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1976 Кинооператор Анатолий Головня (документальный)
архивные кадры
2013 Острова (документальный)
Режиссер
1931 Великие будни
1929 Участок фронта (документальный)
1929 Рыбный промысел (документальный)
Сценарист
1934 Карьера Рудди
1931 Великие будни
Оператор
1950 Жуковский
1946 Адмирал Нахимов1942 Неуловимый Ян
1941 Боевой киносборник №6
1940 Суворов
1939 Минин и Пожарский
1938 Победа
1935 Персия (документальный)
1933 Дезертир
1929 Участок фронта (документальный)
1929 Рыбный промысел (документальный)
1928 Живой труп | Der lebende Leichnam
1928 Потомок Чингис-Хана
1927 Человек из ресторана | Man from the Restaurant
1927 Конец Санкт-Петербурга
1926 Механика головного мозга (документальный)
1926 Мать
1925 Шахматная горячка (короткометражный)
1925 Кирпичики