Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

Актеры, СССР, Россия, Д

Даль Олег Иванович

Даль Олег Иванович
Oleg Dal

Родился 25 мая 1941 года в подмосковном Люблине в семье крупного железнодорожного инженера и учительницы.

В 1963 году окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (педагог Николай Анненков).
В 1963-1969, 1973-1976 годах – актёр театра "Современник".
В 1971-1973 годах – актёр Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
С 1976 года – актёр театра на Малой Бронной в Москве.
С 1980 года – актёр Малого театра.
В 1980-1981 годах – педагог ВГИКа.

Первая работа в кино – роль Алика Крамера в фильме режиссёра Александра Зархи "Мой младший брат" (1962) по повести "Звёздный билет" Василия Аксёнова, где Даль сыграл героя 1960-х годов, юнца-интеллектуала из московской подворотни. Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актёру выразить время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в жизнь.

В 1966 году Владимир Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме "Женя, Женечка и "катюша". «Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок», – вспоминал позже режиссёр киноленты. 21 августа 1967 года состоялась премьера и вызвала большой интерес у зрителей. Тем не менее на широкий экран картина тогда не попала: было отпечатано минимальное количество копий, прокат был разрешен только в провинции.

Важный этап творческой судьбы Олега Даля – исполнение роли Евгения Соболевского в фильме Наума Бирмана "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного парня Жени Соболевского, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актёров советского кинематографа.

Роль Кукольника и Солдата в "Старой, старой сказке" (режиссёр Надежда Кошеверова, 1968) ещё больше укрепила любовь зрителей.

В том же году в театре «Современник» Олег играет Ваську Пепла ("На дне" Максима Горького, режиссёр Г.Б. Волчек), играет ярко и неожиданно. В воре Даль увидел человека. Васька Пепел в трактовке Даля – единый и стремительный порыв к счастью и красоте.

Олег Даль продолжает работать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме "Король Лир" режиссёра Григория Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем из одних острых углов: голый череп, торчащие уши, ввалившиеся щёки. Трагические и мудрые глаза. Вместо шутовского наряда – ветхое рубище. Его задача не развлекать, а бередить раны.

В 1971 году Даль снимается в картине режиссёра Надежды Кошеверовой "Тень", исполняя сразу две роли: Учёного и его Тени. Учёный – добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андресеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками.

С 1974 года в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием Олега Даля:
"Валентин и Валентина" Михаила Рощина,
"Провинциальные анекдоты" Александра Вампилова,
"Из записок Лопатина" Константина Симонова,
"Принцесса и дровосек" Микаэла Микаэляна и Галины Волчек.

С ним работают такие режиссёры как Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, Галина Волчек. А спектакль "Принцесса и дровосек" был первым опытом Олега Даля – режиссёра.

В 1975 году Анатолий Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле "По страницам журнала Печорина". Ещё будучи школьником, прочитав "Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.

Встреча с А.В. Эфросом вновь вернула Олега Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева ("Месяц в деревне" И.С. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых.

В 1977 году Олег Даль снимается у Анатолия Эфроса в фильме "В четверг и больше никогда" в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина "Острова в океане" (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость», – говорил об актёре А.В. Эфрос.

Съемки в фильме "Отпуск в сентябре" (по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", режиссёр Виталий Мельников, 1979) стали значительным событием в творчестве Даля.
На Зилове-Дале лежала печать высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты, в её ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как нелеп этот отсчёт уже не дней, не часов, – минут.

11 ноября 1980 года Даль был зачислен в труппу Малого театра, где ему лишь единожды (31 декабря 1980 года) довелось сыграть роль Алекса ("Берег" Юрия Бондарева, режиссёр В. Андреев).

Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме "Незваный друг" режиссёра Леонида Марягина (1981).

Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, её рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а особенно к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили работать актёры и режиссёры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах.

Обычное состояние почти всех героев Даля – неприкаянность. Они не могут найти себя в окружающем мире, а главное, найти себя в себе. Им свойственно созерцание и самоуглубление.

Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал думать очень рано, он как-будто предчувствовал её. Уход из жизни во многом определял саму его жизнь. Из дневника: «Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!!!». Он боялся не успеть сказать, сделать… Всегда находился в поиске.

Даль замечательно читал стихи, чуть «оттягивая» звук, вдумчиво проживая, а не декламируя его. В Олеге Дале угадывалась и затаенная нежность, и недовольство собой, и душевная незащищенность. Он знал, что такое глубокая печаль и глубокий звук. Он падал в них как в глубокий колодец. Отсюда его неповторимость и единственность.

Олег Иванович Даль скончался утром 3 марта 1981 года на 40-м году жизни в гостиничном номере города Киева.

Похоронен актёр 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 12).

Жизни и творчеству актера посвящена глава 11 цикла "Чтобы помнили..." Леонида Филатова.
театральные работы
1963 — «Голый король» — Генрих
1963 — «Старшая сестра» — Кирилл
1963 — «Белоснежка и семь гномов» — Гном Четверг
1963 — «Вечно живые» Виктора Розова — Миша
1964 — «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана — маркиз Брисайль
1965 — «Всегда в продаже» — Игорь
1966 — «Обыкновенная история» по роману И.А. Гончарова — Поспелов
1967 — «Декабристы» — эпизод
1968 — «На дне» Максима Горького. Режиссёр: Галина Волчек — Васька Пепел
1969 — «Вкус черешни» — мужчина
1972 — «Выбор» — Двойников (Ленинградский театр им. Ленинского комсомола)
1973 — «Балалайкин и К» — Балалайкин
1974 — «Валентин и Валентина» Михаила Рощина — Гусев
1974 — «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова — Камаев
1974 — «Из записок Лопатина» Константина Симонова — Гурский
1974 — «Принцесса и дровосек» М. Микаэляна и Г.Б. Волчек. Режиссёр: Олег Даль — Магиаш
1975 — «Вечно живые» Виктора Розова — Борис
1975 — «Двенадцатая ночь» Шекспира — Эндрю Эгьючик
1977 — «Месяц в деревне» И.С. Тургенева — Алексей Николаевич Беляев (театр на Малой Бронной)
1977 — «Веранда в лесу» — Челознов
1980 — «Берег» — Алекс (Малый театр)
призы и награды
Приз за лучшую мужскую роль в фильме «Отпуск в сентябре» - ХII Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов, Минск, 1987 год (посмертно)

роли в кино
1980 Незваный друг :: Виктор Свиридов :: главная роль
1980 Мы смерти смотрели в лицо :: Борис Владимирович Корбут :: главная роль
1979 Приключения принца Флоризеля :: Принц Флоризель :: главная роль
1979 Отпуск в сентябре :: Виктор Александрович Зилов :: главная роль
1978 Расписание на послезавтра :: Андрей Андреевич :: главная роль
1978 Острова в океане (фильм-спектакль) :: посыльный
1977 Трубка коммунара (фильм-спектакль) :: главная роль
1977 Личное счастье :: Александр Никоныч Канавин :: главная роль
1977 Как Иванушка–дурачок за чудом ходил :: Иванушка-дурачок :: главная роль
1977 Золотая мина :: Борис Леонидович Брунов :: главная роль
1977 Эти невероятные музыканты (фильм-спектакль) :: камео
1977 В четверг и больше никогда :: Сергей :: главная роль
1976 Обыкновенная Арктика :: Антон Семёнович :: главная роль
1976 Вечно живые (фильм-спектакль) :: Борис Бороздин :: главная роль
1975 Страницы журнала Печорина (фильм-спектакль) :: Григорий Печорин
1975 Не может быть! :: Анатолий Барыгин-Амурский :: главная роль
1975 Звезда пленительного счастья :: начальник караула Петропавловской крепости
1975 Горожане :: подвыпивший полярник
1975 Военные сороковые (фильм-спектакль)
1975 Вариант "Омега" :: Сергей Николаевич Скорин, он же - Пауль Кригер
1974 Ночь ошибок (фильм-спектакль) :: молодой Марлоу
1974 Домби и сын (фильм-спектакль) :: Каркер :: главная роль
1973 Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах (короткометражный) :: скульптор
1973 Плохой хороший человек :: Иван Лаевский :: главная роль
1973 Земля Санникова :: Евгений Крестовский :: главная роль
1972 Иван, третий сын (фильм-спектакль) :: Гаврила
1971 Тень :: Учёный Христиан Теодор и его Тень :: главная роль
1971 Два веронца (фильм-спектакль) :: Валентино
1970 Король Лир :: Шут
1969 Удар рога (фильм-спектакль) :: Хосе Альба :: главная роль
1969 Ждите моего звонка (фильм-спектакль) :: поручик Гремин
1968 Старая, старая сказка :: Солдат и Сказочник :: главная роль
1968 Солдат и царица (короткометражный) :: Солдат :: главная роль
1967 Хроника пикирующего бомбардировщика :: Женя Соболевский :: главная роль
1967 Женя, Женечка и "катюша" :: Женя Колышкин :: главная роль
1965 Строится мост :: Юлиан
1965 От семи до двенадцати (киноальманах) :: Шурик
1963 Человек, который сомневается :: Борис Иванович Дуленко :: главная роль
1963 Первый троллейбус :: Сеня
1962 Мой младший брат :: Алик Крамер

озвучивание
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе :: профессор Мориарти
роль Виктора Евграфова
1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона :: профессор Мориарти
роль Виктора Евграфова
1978 Расмус-бродяга :: Оскар
роль Альберта Филозова
1978 Короли и капуста :: Пол
1978 Как тоску одолели (анимационный) :: Веселый Мастер
1973 Дверь без замка :: стройотрядовец
роль Алексея Минина
1971 Дорога на Рюбецаль :: Бельчик
роль В.Смирницкого
1962 Деловые люди :: Акула Додсон
роль Владлена Паулуса

вокал
1975 Вариант "Омега"
песня "Где он этот день"
(Б.Троцюк - Р.Рождественский)

участие в фильмах
1980 Поэзия М.Ю. Лермонтова (документальный)
1979 На стихи Пушкина... (документальный)
1973 Чацкий - это я! (документальный) :: Чацкий
1970 Один час с Козинцевым, или Семь мнений (документальный)

архивные кадры
2010 "Кумиры" с Валентиной Пимановой (документальный)
2005-2007 Как уходили кумиры (документальный)
2005 Кино, которое было (документальный)
1995 Чтобы помнили (документальный)


25 мая так же родились
Просмотров: 3502
Рейтинг: 2
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *:
Все смайлы
Код *: