1.Немного истории
Как и все образование в целом, кинообразование в России долгие годы находилось под жестким идеологическим давлением. Доступ ко многим источникам (фильмам, книгам о кино и т.д.) был затруднен по цензурным мотивам. Однако история российского кинообразования насчитывает уже свыше 80 лет. На современном этапе его можно четко разделить на пять основных направлений: 1)образование будущих профессионалов – журналистов и киноведов, сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, продюсеров и др.; 2)подготовка кинопедагогов в университетах; 3)кинообразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах и вузах; 4)кинообразование во внешкольных учреждениях и культурных центрах (киноклубы, любительские киностудии, центры эстетического развития, дома культуры и пр.); 5)кинообразование средствами кино/медиакритики (через прессу, специализированные теле/интернет каналы).
Еще в 1919 году в Москве была открыта первая в мире киношкола (сейчас это ВГИК - Всероссийский государственный институт кинематографии). В 20-е годы профессионалов в области кино пытались готовить и другие институты, но к началу 30-х они исчезли по разного рода экономическим и идеологическим причинам. В этот период интенсивно работали Общество друзей советского кино (ОДСК), киноклубы; набирало силу кинообразование в обычных школах. Но почти все это было ликвидировано сталинским режимом. В 30 - 50-х годах. аудиовизуальное образование сосредоточилось практически только в двух российских вузах. И только к началу XXI века число российских вузов, готовящих профессионалов в области кино и ТВ заметно возросло.
Что же касается вузов, не готовивших профессионалов кино и телевидения, то со времен хрущевской оттепели стало увеличиваться число учебных заведений (в основном – педагогических), в которых проводились занятия по кинообразованию.
С конца 50-х годов прошлого века кинообразование стало возрождаться и в обычных российских школах (педагоги О.А.Баранов, Г.А.Поличко, Ю.Н.Усов и др.).
В 1967 году в Москве был создан Совет по кинообразованию в школе и вузе при Союзе кинематографистов (в 1988 году этот орган был трансформирован в Российскую ассоциацию деятелей кинообразования, а в 1999 – в Ассоциацию кинообразования и медиапедагогики России). Начиная с 60-х годов стали проводиться семинары и конференции по кинообразованию. Параллельно развивалось киноклубное движение, объединившее тысячи разновозрастных поклонников десятой музы. Осуществлялись эксперименты по кинообразованию детей в летних оздоровительных центрах. С начала 60-х столичные и провинциальные издательства выпустили немало монографий, учебных пособий, научных сборников, программ, посвященных этой теме. Статьи по соответствующей тематике публиковались и в журналах.
На протяжении всех лет своего существования кинообразование в России сталкивалось с многочисленными трудностями (идеологическими, экономическими, техническими и др.). В 20 - 80-е годы его развитие тормозили цензурный, политический контроль и слабая техническая оснащенность учебных заведений. В 90-е годы кинопедагоги получили долгожданную свободу и самостоятельность при разработке программ и их практическом воплощении, но технические трудности сохранились и усугубились финансовыми проблемами. Во многих учебных заведениях не было денег не только на аудиовизуальную аппаратуру, но и на зарплату учителей.
Тем не менее в начале 90-х годов в Москве открылся первый специализированный кинолицей (руководитель проекта – Г.А.Поличко), проводились конференции по кино/медиаобразованию. Общее число членов Ассоциации деятелей кинообразования достигло 300 человек. К сожалению, "эпоха реформ" 90-х отразилась на движении кинообразования далеко не самым лучшим образом. Государственная поддержка, оказанная в конце 80-х, к началу 1992 года сошла на нет. Созданная Г.А.Поличко фирма "Викинг" ("Видеокинограмотность") после ряда успешно воплощенных проектов (международные конференции, первый и, увы, единственный выпуск Всероссийских высших кинопедагогических курсов в Москве) разорилась. Правда, были опубкованы книги и учебные пособия, программы по кинообразованию, защищались диссертации (первые диссертации по кинообразованию появились еще в 60-х годах) и т.д. Под руководством Г.А.Поличко был проведен целый цикл кинообразовательных фестивалей для школьников. Российское медиаобразование вышло в Интернет:
* Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России
* Boom.ru и Boom.ru на английском языке
* Лаборатория ТСО и Медиаобразования РАО
* Портал Аuditorium.ru
18 июня 2002 года Учебно-методическое управление по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации официально зарегистрировало новую вузовскую специализацию "Медиаобразование", присвоив ей государственный номер 03.13.30. Бесспорно, это стало знаменательным медиаобразовательным событием, соответствующим современным мировым тенденциям. Следующим шагом здесь, бесспорно, должна стать регистрация не только специализации, но и специальности "медиаобразование".
Тем не менее с 1 сентября 2002 года специализация "медиаобразование" получила официальный статус для педагогических вузов России. Теперь можно будет говорить о целенаправленной подготовке медиа/кинограмотных учителей и преподавателей для учебных заведений различных типов.
2.Чуть больше теории
Сегодня ученые всего мира признают доминанту влияния «экранных текстов» в разных видах и формах - через теле-, видео-, компьютерные каналы. Значение и роль киноискусства возрастают поистине в геометрической прогрессии. Экран - комплексное средство освоения человеком окружающего мира (в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах), его художественного восприятия. За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния кинематографа и телевидения на школьную аудиторию (А.В.Шариков и др.). Их авторы в целом сходятся во мнении, что кинематограф наряду с рок-музыкой и спортом находится у школьников на одном из первых мест. При этом кино, органично вбирающее в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает гораздо более широким спектром воздействия. Его зрительский успех (прежде всего в молодежной аудитории) определяется следующими факторами: использованием зрелищно-развлекательных жанров (как правило, опирающихся на мифологию), терапевтической, компенсаторной, рекреационной и других функций, системы "эмоциональных перепадов", позволяющей дать разрядку нервному напряжению зрителей; гипнотизмом, угадыванием желаний публики, стандартизацией, серийностью и т.д.
В процессе кинообразования может использоваться широкий спектр потенциальных возможностей искусства для развития человеческой индивидуальности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого мышления, мировоззрения, активизации знаний, полученных учащимися в процессе изучения школьных дисциплин, эстетического сознания (восприятия, художественного анализа и пр.). Общение с выдающимися произведениями экрана создает также предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества.
Специфика контакта аудитории с киноискусством определяется синтетической аудиовизуальной, пространственно-временной природой кинематографа, объединяющего характерные черты практически всех традиционных искусств. К сожалению, в большинстве современных российских высших и средних учебных заведений эти возможности до сих пор остаются нереализованными. Учебные заведения России оказались неготовыми к видео/интернетному буму, к использованию творческого, художественного потенциала новейших компьютерных технологий. "Большая часть педагогов использует кино как элементарное средство наглядной агитации, не зная о богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегральном уровне комплексно решать проблему эстетического воспитания и художественного развития" (Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. ...д-ра лед. наук. М., 1989. С. 5). Не только в школе, но и в университете, в педагогическом вузе "воспитательная система использования киноискусства игнорирует кино как вид искусства, как художественную форму общественного сознания, как особую коммуникативную систему и потому оказывается малоэффективной" (там же. С. 142).
Между тем, теоретически и методически обоснованная система кинообразования способствует формированию эстетического сознания и индивидуального критического мышления, составляющих базу для развития творческой личности в условиях интенсивного увеличения аудиовизуального информационного потока. Кинообразование, сочетая в себе лекционные и практические занятия, представляет собой своеобразное погружение аудитории в процесс создания произведений экранных искусств, т.е. во внутреннюю лабораторию основных аудиовизуальных профессий. Оно предусматривает методику проведения занятий, основанную на проблемных, эвристических, игровых и других продуктивных формах обучения, стимулирующих творческие способности учащихся через непосредственное вовлечение в художественно-творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ звукозрительной, пространственно-временной структуры повествования, усвоение художественных знаний.
Известно, что относительно медиаобразования (т.е. обучения теории и практическим умениям владения современными средствами масс-медиа) существует несколько различных точек зрения, сводящихся к интегральному подходу (через уже имеющиеся учебные предметы литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т.д.), факультативному - созданию широкой сети факультативов и кружков художественного цикла - и специальному, т.е. введению нового предмета, спецкурса, связанного с киноискусством, телевидением, видео. В России этот вопрос остается открытым, и здесь, думается, хорошие перспективы открываются в наметившемся в последние годы отходе от унификации учебного процесса, возникновении новых типов учебных заведений, которым дано право формирования учебных планов. Но если споры относительно обязательности кино/медиаобразования в школах еще идут, то по отношению к университетам, педагогическим вузам высказывается практически единая точка зрения: здесь необходимо введение спецкурса, связанного с изучением киноискусства, телевидения и видео, медиакультуры. Ведь работа учителя, не умеющего полноценно воспринимать медиатексты, произведения экранных искусств, не владеющего методикой кино/медиаобразования, на наш взгляд, далека от современных требований, предъявляемых к педагогическому процессу, нацеленному на развитие творческих, креативных способностей личности. Вот почему особое место в молодежной аудитории принадлежит студентам университетов и педагогических вузов. От того, насколько развитой будет индивидуальность преподавателя, его сознание, самостоятельное мышление, умение общаться со школьниками, во многом зависит весь процесс образования в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, техникумах, других средних учебных заведениях. И здесь роль и место кино/медиаобразования становятся все более важными и весомыми. Кинообразование будущих педагогов на материале расширяет спектр эвристических, проблемных, креативных и игровых методов и форм проведения занятий со студентами, а комплексное изучение кинематографа, телевидения и видео (синтезирующих черты практически всех традиционных искусств) помогает исправить такие существенные недостатки вузовского художественного образования, как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (к примеру, так называемых "выразительных средств") и содержания при анализе конкретного художественного произведения.
Многочисленные модели кинообразования можно обобщить в следующем виде: 1) образовательно-информационные (изучение теории и истории киноискусства, киноязыка и т.д.); 2) воспитательно-этические (рассмотрение моральных, философских проблем на материале киноискусства); 3) модели развивающего обучения (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного критического мышления и т.д.). Бесспорно, часто они выступают не в чистом, а в синтетическом виде. К примеру, модель так называемой визуальной грамотности сочетает в себе элементы образовательно-информационной (изучение аудиовизуального языка) и модели развивающего обучения (деятельностный подход, опора на творческие практические задания, связанные с кино/видеосъемкой или аудиовизуальным восприятием). Модель развития критического мышления концентрируется в основном на аспекте развивающего обучения, помогающем аудитории понять явные и скрытые цели и идеи, заложенные в том или ином кинопроизведении. Эстетические модели, также полагаясь на развивающее обучение, уделяют внимание проблемам художественного восприятия, вкуса, анализа кинопроизведения.
Основываясь на работах О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Г.А.Поличко, Ю.Н.Усова и других ведущих ученых в области кинопедагогики, можно выстроить модель кинообразования. При этом мы ориентируемся не только на общедидактические принципы обучения (воспитание и всестороннее развитие в процессе занятий, научность, доступность, систематичность, связь теории с практикой, наглядность, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с жизнью, прочность результатов обучения, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся и т.д.), но и на специфические, связанные с материалом киноискусства. Среди них можно назвать соблюдение единства эмоционального и интеллектуального в развитии эстетического сознания, творческих способностей, индивидуального мышления и в методике проведения занятий, направленных на максимальное использование потенциальных возможностей кино, телевидения и видео. Мы опираемся на использование гедонистических, компенсаторных, терапевтических, познавательно-эвристических, креативных и игровых потенций искусства экрана, позволяющих вовлечь аудиторию в перцептивно- интерпретационную деятельность, анализ пространственно-временной, аудиовизуальной структуры произведения киноискусства. Учитывается также современная социокультурная ситуация, которая наряду с минусами (засилье произведений низкопробной массовой культуры и т.п.) открывает для педагогов широкие перспективы, связанные прежде всего с использованием видеозаписи, компьютеров, приближающих современного зрителя к статусу читателя книги (индивидуальное, интерактивное общение с экраном).
В самом общем виде наша модель кинообразования школьников и студентов состоит из следующих основных этапов: 1) констатации уровней художественного развития и восприятия произведений киноискусства в данной аудитории; 2) овладения креативными умениями на материале киноискусства и формирования аудиовизуального восприятия художественной структуры фильмов (с учетом их видов и жанров, связей с другими искусствами); 3) развития умений анализа произведений кинематографа; 4) знакомства с основными вехами истории мирового кинематографа, с современной социокультурной ситуацией.
В результате весь цикл занятий должен способствовать формированию эстетического сознания, индивидуального, творческого мышления, отвечающих показателям художественного развития личности: "понятийному" (знания по теории киноискусства), "сенсорному" (целенаправленное общение с фильмами, умение ориентироваться в жанровом и тематическом репертуарном потоке), "мотивационному" (эмоциональные, познавательные, нравственные, эстетические мотивы контакта с киноискусством), "оценочному" (в плане способности к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной формы киноповествования, к "отождествлению" с его героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте звукозрительной структуры произведения), "креативному" (проявления творческого, художественного начала в различных аспектах деятельности). В результате значительная часть аудитории от "первичного" и "вторичного" уровней восприятия произведений экранных искусств переходит к более высокому - "комплексной идентификации", показателем которого становится способность к отождествлению с позицией авторов фильмов.
В итоге у аудитории должно наблюдаться улучшение следующих основных показателей художественного развития: эмоциональной включенности (от неосознанной, спонтанной характеристики фильма происходит продвижение к целостной характеристике произведения); эмоциональной активности суждений (от формальных суждений с помощью учителя к более яркому, образному, индивидуальному выражению своих аудиовизуальных, пространственно-временных впечатлений); развитости образного мышления (от стихийного, интуитивного - к осознанному оперированию образами восприятия и художественными представлениями); умений анализа кинопроизведений (от частичного использования компонентов, входящих в художественную оценку, к полноценному, целостному анализу звукозрительной, пространственно-временной структуры динамичных художественных образов кинопроизведений).
Александр Федоров,
Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, д.п.н., профессор