Нелегко придумать оригинальный фабульный ход. Еще труднее — неординарный сюжет, И совсем трудно по-новому взглянуть на ту или иную проблему человеческой жизни. Вот и фильмы, о которых пойдет речь в этих заметках, во многом традиционно, используют незамысловатые сюжетные схемы. Поставлены они в разных жанрах и рассказывают о людях разных профессий и возрастов, правда, не выходящих за пределы сорока лет. Но по существу все они об одном — о борьбе человека за свое счастье. И о любви...
Начну, если так можно выразиться, с «женской ветви» — с произведений о наших современницах.
Комедия Ивана Киасашвили «Дамы приглашают кавалеров» (сценарий А. Бородянского и К. Шахназарова) полностью лежит в русле модной ныне темы «монофильма» о грустном одиночестве женщины, которой (увы!) уже за тридцать.
Товаровед одного из провинциальных универмагов Аня Позднякова (Марина Неелова) едет на черноморский курорт с сугубо «загсовой» целью — надоело ходить незамужней, Авторы умело сводят сюжет на цепь «аттракционных» номеров-приключений героини картины. Одни из них более остроумны (эпизод с карточным шулером в колоритном исполнении Николая Караченцева), другие - менее. При желании иные сцены можно безболезненно поменять местами. Главное, что в итоге Аня найдет свое счастье — лысоватого и скуповатого отдыхающего из Улан-Удэ Саню (Леонид Куравлев).
А после просмотра фильма остается странное чувство, возникающее иногда при неторопливом перелистывании красочных рекламных проспектов. С одной стороны, как будто все по-настоящему: вполне правдоподобные бытовые детали, весьма реальные «красавцы-белые пароходы» и скоростные автомобили, нарядные корпуса первоклассных отелей и уютные бары. Но с другой — понимаешь, что это лишь броский фасад, а за ним — обычная жизнь со своими сложностями, пусть даже и курортными.
Словом, для комедии положений недостаточно смешно, для комедии характеров недостаточно глубоко. Складывается впечатление, что основное в картине отнюдь не этические проблемы, а развлекательность зрелища. Если в самом деле так, то, думается, авторы достигли желаемого.
В сходном по теме фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» (сценарий Сергея Бодрова, режиссер Петр Тодоровский) тоже заняты отличные актеры. Достаточно сказать, что героиню, играет, Людмила Гурченко. Картина также «соткана» из новелл. В ней немало неожиданных комедийных решений, черточек верно и зорко подмеченного быта. Хороши съемки старинных уголков Одессы. Есть и своеобразная вершина — немой финал объяснения героини с механиком Гавриловым (Сергей Шакуров), который вопреки присутствию в названии фильма появляется на экране лишь в самом конце — и то в крошечном эпизоде...
Картина поставлена и снята профессионально, смотрится легко. Но, на мой взгляд, такая легкость объясняется не только занимательно разработанными сценами и филигранным актерским мастерством, а и проторенностью дороги…
Разумеется, автор памятного «Городского романса» умеет создавать правдоподобную атмосферу действия, он внимателен к деталям обстановки и взаимоотношений людей. Но в целом, думается, «Любимая женщина механика Гаврилова» всего лишь еще одна, пусть и неплохая вариация пройденной темы.
А если усложнить, мягко говоря, не новую тему, ретроспекциями? Наполнить пространство кадра многозначительными символами? Совместить несколько жанров? Подобрать «модное» изобразительное решение?
Что получится в итоге? Полагаю — «авторский» фильм сценариста и режиссера Константина Ершова «Женщины шутят всерьез». На сей раз в центре, внимания — судьба бывшего футболиста, а ныне тридцатисемилетнего историка (Леонид Филатов). В его воспоминаниях возникают три женщины, по иронии судьбы носившие имя Женя.
Поставлена эта незамысловатая в общем история с претензией на философичность. Временные перебросы, смена черно-белых, вирированных и цветных кадров. Внутренний и «внешний» монологи, «поэтические» рапиды,..
Но хрупкая фабула трещит под непомерно тяжкой ношей: диалоги героев на редкость примитивны и необязательны, «ретро»-эпизоды поставлены небрежно, с нарушением примет конца сороковых и пятидесятых годов. Непереносимо манерен, порой просто безвкусен (эпизод примерки платьев Женей-третьей) изобразительный ряд (оператор Н.Кульчитский).
Однако решающий просчет картины — неопределенность жанра: эксцентрические эпизоды плохо монтируются со сценами «под Бергмана и Тарковского» (воображаемая встреча Бориса с учителем истории на раскопках античного города), с бытовым психологизмом или «поэтическим кино» колышущихся трав и льющихся водяных струй.
В прежней работе режиссера «Человек, которому везло» тоже говорилось о счастье, призвании и любви. Картина была поставлена скромно, отчего только выиграла. Нынешнее же произведение К.Ершова, претендуя на авторскую исповедальность и «современный» кинематографический язык, обернулось мнимозначительной эклектикой.
Зато другая «мужская» мелодрама «Белый ворон» (сценарий В. Лонского и В. Железникова) поставлена просто, без навязчивых претензий. Ее события начинаются на курорте. Видимо, в сегодняшнем кинематографе это одно из самых популярных мест действия. Но если «Дама...» из комедии И.Киасашвили приезжает на отдых, чтобы найти себе спутника жизни, то у главного героя «Белого ворона», шахтера Егора Иконникова, цель совсем иная — весело и необременительно провести время.
Между тем, случайное знакомство с обаятельной молодой женщиной Соней (дебютантка Ирина Дымченко) стало переломным в его судьбе — Егор бесповоротно влюбляется. О чем прямо в глаза говорит Сониному мужу — преуспевающему инженеру Аркадию (Александр Михайлов).
В сцене празднования дня рождения Аркадия, ключевой в фильме, сталкиваются не только характеры, но и мировоззрения. Честность и прямота Егора противопоставляются прагматизму, и мещанству друзей Аркадия. Это «интеллигентные» обыватели, лениво рассуждающие об искусстве и жизни, интересуясь по-настоящему лишь одним — карьерой...
Молодая актриса Ирина Дымченко и один из наиболее, на мой взгляд, интересных современных актеров Владимир Гостюхин составили в картине прекрасный дуэт. От эпизода к эпизоду меняются отношения - их героев, и этим переменам веришь. Веришь, что такие разные люди могли полюбить друг друга. Конечно, фильм В.Лонского небезупречен. К примеру, можно спорить о правомерности финала. Но главное — нестандартное решение привычного «любовного треугольника», темы человеческого счастья — по-моему, получилось.
По части использования привычных ситуаций создатели драмы «Серебряные озера» (сценарий Евгения Григорьева, режиссер Борис Бунеев) поступили еще смелее. В основе их картины фабула, уже со времен «Евгения Онегина» ставшая штампом литературы, а затем и кинематографа. Молодой человек разочаровывается в жизни, ищет себя: путешествия, мимолетные увлечения…
В «Романсе о влюбленных» Евгений Григорьев доказал, что нет истертых слов и сюжетов. Существуют же «вечные» фольклорные истории! Потому, взяв за основу привычную фабулу, авторы наполняют ее актуальной проблематикой, живыми, узнаваемыми характерами, размышлениями о жизни и нравственных исканиях современников.
Главный герой фильма, двадцатилетний сын генерала Сергей Ковалев (Андрей Ростоцкий) бросает институт, приезжает в древний русский городок. Чудесная природа, средневековые монастыри, сказочной красоты озера… В этих местах родился Ковалев- старший, которого здесь почитают почетным земляком сюда и уважительное отношение к его сыну.
В теперь уже давних, думается, ничуть не устаревших «Трех днях Виктора Чернышова» (режиссер М.Осепьян) Евгений Григорьев бескомпромиссно и показал пассивный конформизм, основанный на фразе — «все побежали, и побежал», «моя хата с краю». В «Серебряных озерах» введен своего рода анти- Чернышев. В самом деле, Сергей Ковалев не боится «идти против всех». Но для чего? С какой целью?
В финале картины он вольно стал виновником нелепой гибели ровесника -талантливого художника. Может быть, трагический урок заставит Сергея по-новому взглянуть на жизнь? Хочется верить...
Да, непросто быть первооткрывателем в искусстве. Открытия, как известно встречаются нечасто. Но, как подтверждает практика, удача приходит не когда авторы стараются во что бы стало увлечь и развлечь зрителей, или поразить их изысками формы, но ведут разговор на равных, откровенно и серьезно, обращаясь к сложным проблемам, волнующим общество…