Более двадцати лет назад братья Коэны создали свой шедевр «Просто кровь» в мрачных пустынях Техаса - прославленного во многих произведениях «штата насилия». С тех пор они мыслями постоянно возвращались в этот суровый край, но не было подходящего случая для того, чтобы вновь там оказаться в качестве режиссеров.
С выходом в свет десятого романа Кормака МакКарти под названием «Старикам тут не место» возникла и необходимость в путешествии по тем диким и неприкаянным местам.
Картина, уже признанная главным номинантом на «Оскар» и обласканная критиками, захватывает с первых кадров, и напряжение вас не отпускает до самого финала. Вы окунаетесь в странный, но до боли знакомый мир, потому как во многом новая работа братьев созвучна с их старшим детищем – «Фарго». Вместо беременной Фрэнсис Макдорманд на этот раз за расследование странной цепи убийств берется ветеран – шериф Белл (в блистательном исполнении Томми Ли Джонса), но поступки обоих довольно схожи между собой, и их отличие проявилось лишь ближе к финалу.
Аналог «Старикам тут не место» можно усмотреть не только в творчестве Коэнов, но и у нас, в одной из самых жестоких лент прошлого года – «Грузе 200» Алексея Балабанова. Действительно, если присмотреться, то сходство есть. Например, в эпохе, выбранной для калейдоскопа смыслов и событий. И у братьев, и у «уральского питерца» действие происходит в восьмидесятые, во многом переломные годы для обеих стран. У нас назревает перестройка, в Америке достигает своего апогея наркоторговля, о которой и идет речь в романе и фильме. Обе картины повествуют нам о разгуле преступности и насилии, но за кадром остаются вечные вопросы о смысле человеческой жизни, вере во что бы то ни было и надежде. Герои пытаются ответить на них известными им способами, но у них мало что получается, потому что в дело вмешивается Рок.
Рок преследует охотника Ллевеллина Мосса (Джош Бролин вернулся в большое кино с помощью Роберта Родригеса, пригласившего его в «Планету страха»), нашедшего бесхозные денежки, в виде безжалостного убийцы Антона Чигура (просто гениальная роль Хавьера Бардема, отсылающая нас чуть ли не ко всем знаменитым злодеям начиная с «М»). Чигур непредсказуем и всегда добивается своего, что даже его боссу не особо нравится.
Об этой картине сложно рассказывать, если честно. За всеми моими глупыми фразами теряется красота пейзажей, которые, как и всегда, завораживающе наносит на пленку постоянный оператор Коэнов Роджер Дикинс. Вы не слышите музыки Картера Бёрвэлла, хотя, возможно, летаете в ее волнах на бескрайних снежных просторах «Фарго».
Картину трудно разбирать на винтики и шурупы, потому как сразу теряется ее бесконечное обаяние. Вы найдете в ней все: жестокость Сэма Пекинпа, стеб синефилов Тарантино и Родригеса, печаль Сэма Мендеса, горькую насмешку Билли Уайлдера. За кровью, впервые заполнившей все кинопространство братьев, и саспенсом старика Хича вы разглядите горькие мысли об ушедшем времени и о невозможности исправить этот мир. Эта вселенная полна насилия, и старик теряется в его море. А потерявшись он уже ничем не может помочь ни Моссу, ни его жене.
Особого упоминания достойны актеры. О троице главных уже говорилось, но, кроме них, в картине созданы очень яркие женские образы. Карлу Джин, жену охотника, сыграла шотландка Келли Макдональд, и даже родившийся в Техасе Томми Ли Джонс восхитился ее акцентом: «Келли прекрасно имитировала техасский акцент. Между дублями она была просто хорошенькой девушкой из Шотландии, однако когда камера включалась, она становилась уроженкой Техаса. Это меня очень впечатлило». Женой самого шерифа предстала Тесс Харпер, уроженка Арканзаса. Она оттеняет главного героя и служит для него надежной опорой после трудных беспросветных поисков убийцы. Еще одна примечательная роль досталась Вуди Харрельсону. Он появился в образе профи, которому отдан приказ убрать Чигура. Братья пригласили его с явным намерением развенчать миф Микки, что им удалось, скажем прямо, на славу.
Возможно, у этой славной картины найдутся противники, которых всегда хватало и у многих певцов насилия, но никто не сможет сказать о том, что это среднее или слабое кино. Перед нами классика, жесткий триллер и криминальная драма с черным юмором, фильм неоднозначный и достойный вдумчивого зрителя. Жаль, что здесь нет места ни Фрэнсис Макдорманд, ни Джону Туртурро, ни Джону Гудмэну, хотя они еще не старики, но, думается мне, братья и без них хорошо справляются.
Что ж, достанем монету. Если орел, то вы идете в кино. Если же решка, то… Чигур знает свое дело…
Макс