Луи Деллюк умер в 38 лет, в полном расцвете творческих сил. Но за свою короткую жизнь он создает целый ряд драматических произведений, комедий, драм, феерий, пишет рассказы, поэмы, сказки, романы, критические статьи, рисует карикатуры, строит грандиозные теории в области кино, защищает их с пеной у рта, как журналист, и выявляет их практически, как киноработник, сценарист и режиссер.
Будучи редактором журнала «Фильма» и кинокритиком в «Пари-Миди», он первый начинает вести борьбу против кинодельцов и спекулянтов, против всего фронта мирового мещанства, цепкими руками охватившего буржуазное кино.
Теперь, в дни мирового сценарного кризиса, невольно возвращаешься назад к изданной замечательной книге «Кино-драмы», в которой собраны его четыре сценария, считающиеся теперь уже классическими произведениями этого вида искусства: «Испанский праздник», «Молчание», «Лихорадка», «Женщина ниоткуда».
«Испанский праздник»
Маленький испанский городок в момент живописного праздничного гулянья. Два Друга, связанных глубокой дружбой с детских лет, любят без памяти красивую Соледад, бывшую танцовщицу. Они добиваются ее руки и просят ее сделать между ними выбор. Отвергнутый ею должен сам удалиться. Но Соледад им отвечает, что она выберет того, кто вернется один. И, несмотря на дружбу, они прибегают к поединку, который должен окончиться смертью одного из них. Но Соледад, уже забывшая о своем обещании, влюбляется в проходящего мимо ее дома красивого малого, с которым и отправляется на праздник. Танцы и кокетство Соледад со своим возлюбленным на празднике сменяются сценами борьбы между двумя соперниками, убивающими друг друга перед ее домом. Поздно ночью возвращающийся с праздника спутник Соледад вносит ее в дом на руках, в темноте не видя и отодвигая ногой лежащие трупы двух влюбленных.
Из этого эстетски романтического сюжета Деллюк сумел сделать классически построенный сценарий. «При чтении сценария — говорит Муссннак в своей статье, в журнале «Меркюр де Франс»,— читателем овладевают с необычайной силой движения, образы, мысли, воспоминания. На крыльях ритма мы уносимся к заключительной развязке событий. Не думаю, чтобы у нас было когда-либо написано что-либо более фотогеничное, чем эта сказка крови, сладострастия и смерти»...
Поставлен был этот сценарий в 1919 г. Жерменой Дюлак.
Сюжет «Молчания» представляет собой материализацию в форме зрительных образов психических процессов думающего человека. Герой ждет женщину, которая должна придти на свидание. В то время, как он одевается, он бросает взгляд на кровать. И тут начинается драма. В кровати ему мерещится другая женщина — его умирающая жена. Она умирает, так как он ее убил. Убил по подозрению в измене. Подозрение было вызвано анонимным письмом... Он вдруг испытывает какие-то сомнения, колебания... Разыскивает письмо, сличает почерк с запиской женщины, которая должна сейчас явиться. И убеждается, что это та же рука. Его колебания, отчаяние, жажда мести сменяются упадком настроения. Он стреляется сам и пришедшая на свидание женщина находит его труп.
Эта психологическая интрига, этот кино-монолог развертывается в зрительных образах впечатляющей силы. Поставлена фильма в 1920 году автором.
В «Лихорадке» изображается кабачок в приморском порту. Среди всякого подозрительного сброда, игроков, сутенеров, бывших чиновников, хозяйка кабачка мечтает о покинувшем ее когда-то моряке. С прибывшего в порт крейсера приходит в кабачок группа матросов, среди которых —находится и герой. Он привез с собой «азиатку», с которой обвенчался на востоке.
Алкоголь. Танцы матросов с проститутками под музыку. Головокружение и замирание. Наконец, жестокая драка между матросами и хозяевами, вызванная доносом одного из посетителей, ревнующего хозяйку к матросу. Убийство матроса и двух противников. Озверевшие проститутки хотят задушить «восточную женщину». Полиция.
В противовес другим сценариям Деллюка «типаж», выведенный в «Лихорадке» оказался настолько натуралистичен, что французская лицемерная цензура не раз запрещала картину целиком, и вырезала отдельные, слишком «вольные» кадры с проститутками.
«Лихорадка» была поставлена Деллюком в 1921 году. Главные роли играли Ева Френсис, Ван-Деле. В фильме участвовал в качестве актера, в эпизодической роли, Леон Муссинак.
«Женщина ниоткуда» - синеграфическая поэма воспоминаний. Впечатляющими в ней являются сцены посещения героини парка, где она, влекомая пробудившейся в ней взволнованностью чувств, на каждом шагу наталкивается на воспоминания былого. Поставлена фильма также в 1921 году самим Деллюком.
К остроте словесного выражения, постановке и перестановке отдельных слов фразы, слов, в своем ритмическом чередовании направленных на выявление зрительных образов, - ценность сценарной формы Деллюка.
Деллюковская литературная фраза или ряд смонтированных фраз ощущаются музыкально и воспринимаются зрительно. Это какое-то соединение несоединимых элементов звука и образа.
В сценариях Деллюка нет ни социального пафоса, ни революционного протеста, характерного для Деллюка-журналиста; они являются чистейшим продуктом упадочности буржуазного искусства послевоенной эпохи. Их ценностью является только классичность их формы, как образчика сценарного письма.
Н. К.
«Советский экран» № 20, май 1927 года