За 10 лет Джоан К. Роулинг превратилась из простой преподавательницы французского и английского языков в главную мировую сказочницу со времен финской писательницы Туве Янсон и помогла ей в этом трогательная и простая история про мальчика-волшебника, сражающегося с силами тьмы. Положительные отзывы критиков, всевозможные премии и главная заслуга – миллионная армия фанатов по всему миру - не удивительно, что на такую благодатную почву моментально слетелись всевозможные кинокомпании. Самыми быстрыми оказались братья Warnerы, которые еще в 1998 году скупили все права на экранизацию, а с 2001 года начали активно ей заниматься.
К съемкам первых серий киностудия подходила со всей ответственностью: пригласила успешного во всех отношениях режиссера Криса Коламбуса, наняла выдающегося композитора Джона Уильямса, наскребла по всем сусекам недюжинный по тем временам бюджет в 125 млн. долларов (и это не включая затрат на маркетинг!) и на выходе выдала действительно качественную детскую сказку с легким налётом готики. Успех первых картин был ошеломляющим и все бы и дальше шло «без сучка…», но, в конце концов, сериал был поставлен на конвейер и стал медленно превращаться в банальное ежегодное выкачивание денег. Показатели кассовых сборов начали спадать, недовольство фанатов -расти. В такие «трудные времена» студия нуждалась в решительных изменениях и надежды на такие изменения подарил молодой режиссер Дэвид Йэтс.
Первый серьезный шаг Йэтс сделал еще в предыдущей части «Орден Феникса», лишь наметив возможную любовную линию в этом опусе – зрители это проглотили не зажмурившись. Адекватным следующим шагом было бы столь же аккуратно попытаться развить эту тему, но то ли в силу сложившихся мировых кинотенденций, то ли из-за недостатка опыта и переизбытка самоуверенности режиссер пустился во все тяжкие. За два часа экранного времени зрители обречены узнать все перипетии «хогвартских романов» и разобраться в инфантильных сексуальных переживаниях молодых волшебников. Ну а если найдутся смельчаки, которые отчаянно захотят вникнуть в продолжение основной истории и узнать, как же обстоят дела в мире волшебников, то сильно удивятся несвязности повествования. В сюжетной линии зияют огромные бреши и, по меньшей мере, вызывает удивление отсутствие внятной кульминации и развязки.
С оставшимся наследием предыдущих частей Дэвид поступил не менее кровожадно. Общую атмосферу сказки он фамильярно превратил то ли в детские ужасы, то ли во взрослое фэнтези. Все наивные детские шутки и розыгрыши и подавно исчезли, оставив только воспоминания. Самое ужасное кощунство касается заглавной музыкальной темы «Гарри Поттера»: как могла подняться рука на это великолепное произведение заслуженного маэстро «города ангелов»? Как можно было заменить шедевр Уильямса блеклыми подделками? В голове не укладывается, но пусть это останется на совести студии.
В итоге всего этого незаслуженно пострадал только зритель, который купился на мощную маркетинговую компанию и известный литературный первоисточник. Надеющиеся увидеть продолжение сказки о битве добра и зла, Министерства магии и Волан-де-Морта, в итоге получат решительный отпор.
Увы, выводы не утешительны: ниша современной детской фантастики всё еще пуста. Редкие представители мелькают время от времени, но постоянной и интересной Вселенной нам еще никто не дарил, поэтому сериал Гарри Поттере был едва ли не единственной отдушиной. Очень жаль, что унылая режиссура может испортить и этот последний оазис, так кропотливо созданный предшественниками.
Андрей Довбешко
Август 2009 года