Внук индианки из племени Паютов (По другим данным потомок пионеров Дикого Запада). Дэвид Сэмюэл Пекинпа (Сэм Пекинпа) родился в феврале I926 (по другим данным - 1925 года) в Калифорнии. Во время второй мировой войны служил в американском флоте, базировавшемся в Индокитае. Закончив Южнокалифорнийский университет, он работал в театре как драматург и актер». Пытался заниматься режиссурой. В 1956 году стал ассистентом известного режиссера Дона Сигела, снимавшего в то время фантастический фильм «Вторжение похитителей тел». Много работал на телевидении: сначала сценаристом, а потом режиссером нескольких сериалов (это были вестерны и криминальные истории).
Начиная с «Друзей до смерти» («Смертельных компаньонов») Сэм Пекинпа поставил в 60-е годы несколько ярких вестернов, отличавшихся от прочих образцов этого жанра не только отточенным режиссерским профессионализмом, но и натуралистическим изображением сцен насилия. Особенно показательной в этом смысле была «Дикая банда» (1969), которую многие американские критики называют самым выдающимся вестерном этого мастера.
Однако успех всех предыдущих лент Пекинпа был перекрыт сенсационностью «Соломенных псов» (1971) с участием Дастина Хоффмана. В картине, представляющей собой жанровый сплав триллера, психологической драмы и вестерна. Сэм Пекинпа убедительно показал, как в скромном и интеллигентном герое-математике, приехавшем вместе с молодой женой в английскую провинцию, - просыпается жажда мести и насилия. Впрочем, режиссер выстраивал действие своего фильма достаточно неоднозначно, давая повод считать, что персонаж Хоффмана намеренно спровоцировал изнасилование своей супруги неотесанным мужланом и что она сама отчасти виновата в том, что произошло, и что ласки насильника были для нее не столь уж мерзкими... Короче говоря, в «Соломенных псах» Пекинпа намеренно разрушил привычные для такого рода сюжетов стереотипы. «Положительный» герой мог восприниматься как изощренный провокатор и хладнокровный убийца, а «отрицательные» персонажи во многих эпизодах вполне могли вызвать сострадание.
В последовавшей за «Соломенными псами» криминальной драме «Бегство» («Побег») Сэм Пекинпа был по-прежнему в хорошей форме: остроумный монтаж, зловещий саспенс, безукоризненный ритм этой истории с погонями и похищениями еще раз подтвердили его репутацию жанрового профессионала. Затем Пекинпа вновь обратился к вестерну в картине с Джеймсом Коберном, Крисом Кристоферсоном и Бобом Диланом «Пэт Гаррет и Билли Кид» (1973), а в середине 70-х поставил зрелищную «Элиту убийц» (1975), доминанту которой составили эффектные рукопашные схватки, перестрелки и погони.
Быть может, даже сам не ведая о том, Сэм Пекинпа стал в 1976 году «кинематографическим врагом No 1» для советской прессы. Чуть ли не все наши тогдашние издания, в той или иной мере затрагивавшие тему кино, с возмущением встретили появление на мировом экране фильма Пекинпа «Железный крест» («Штайнер - Железный крест»), действие которого происходило на Малой земле в 1943 году. А все потому, что Пекинпа осмелился противопоставить в своей вестернизированной военной драме «плохого» фашистского начальника (Максимилиан Шелл) и «хорошего» немецкого разведчика Штайнера (Джеймс Коберн). Картина была обвинена в искажении исторических фактов, в клевете на советскую армию и, разумеется, в оправдании фашизма и пропаганде насилия. Слава Богу, сегодня любой отечественный видеоман может легко убедиться во вздорности этих обвинений. Конечно, знания Пекинпа о нашей стране, по-видимому, были весьма приблизительными, что явствует из несколько наивного изображения быта русских солдат. Бесспорно, картина лишена психологической глубины и, в отличие от «Соломенных псов», поддается однозначной трактовке. Но позиция авторов «Штайнера», на мой взгляд, не содержит и следа реваншизма. Она изначально гуманистична, антивоенна. Короче говоря, в 70-е годы фильм был, по сути, использован в качестве козла отпущения эпохи идеологической и политической конфронтации...
За последние восемь лет жизни Сэм Пекинпа успел поставить только два фильма. «Конвой» (1978) с Крисом Крнстоферсоном в главной роли рассказывал о стихийно возникшей акции протеста водителей огромных грузовиков, своей демонстрацией выражавших недовольство хамством и грубостью «заевшегося» полисмена. В триллере «Уикенд Остермана» (1983) с участием Джона Херта, Рутгера Хауэра, Берта Ланкастера и Денниса Хоппера шла речь о противоборстве двух спецслужб, из-за которого агентов ЦРУ обвиняют в сотрудничестве с КГБ...
Не думаю, что этот, по большому счету рядовой фильм, стал бы последней точкой в творческой биографии режиссера, если бы не воспаление легких, которым он внезапно заболел в конце 1984 года. Лучшие медики оказались бессильны помочь организму справиться с недугом. 28 декабря 1984 года Сэм Пекинпа умер в одной из калифорнийских клиник...
Александр Федоров
Статья впервые опубликована в журнале «Видео-Асс экспресс» (Москва): Федоров А.В. Сэм Пекинпа – мастер вестерна // Видео-Асс экспресс. 1993. N 1. С.48-51.