Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Флагман советского кино

Флагман советского кино
Тех, кто впервые переступает порог «Мосфильма», поражают масштабы студии. Это целый киногород, настоящий гигант киноиндустрии — одна из крупнейших киностудий мира. Огромные производственные корпуса, съемочные павильоны, цехи, лаборатории, мастерские, новейшая современная техника... Свыше пяти тысяч специалистов разного профиля трудятся на «Мосфильме», отдавая все свои силы, умение и талант делу, которое стало для них жизнью, —создают фильмы.
Наше путешествие по студии началось с самого тихого уголка этого шумного киногорода. ИМО — информационно-методический отдел. Хранилище истории «Мосфильма», его музей. Здесь собирают фильмографические материалы по всем картинам студии: сценарии, монтажные листы, рекламу... Руководитель отдела И. Софиева перелистывает старые газеты, пожелтевшие фотографии. С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, И.Пырьев, М.Ромм — многие прославленные мастера, фильмы которых вошли в золотой фонд советского и мирового кино, работали в стенах «Мосфильма». На стеллажах — многочисленные призы, завоеванные мосфильмовскими лентами,— наглядное подтверждение мирового престижа советской кинематографии.
— Но путь фильма к успеху, как известно, долог, — говорит главный редактор студии кандидат искусствоведения Л. Нехорошев.— Фильм начинается со сценария. Среди наших авторов известные кинописатели — Е. Габрилович, Ю. Дунский и В. Фрид, А. Иванов, А. Володин, Э. Брагинский, В. Черных, А. Гребнев, В. Мережко, В. Трунин, Э. Володарский, А. Лапшин, А. Александров, молодые сценаристы А.Миндадзе, Э. Акопов, Е. Месяцев, В. Строчков. На этом этапе работы важная роль принадлежит редактору: он не только должен открыть и привлечь талантливого автора, но и организовать его творческое сотрудничество с режиссером будущей картины, что очень важно для общего успеха. За редакторским столом формируются основы плана — каждый фильм становится составной частью согласованной работы мощного студийного организма, частью большого государственного дела.
Но вот сценарий принят к постановке, начинается сложный процесс подготовки съемок. В нем участвуют, кроме съемочной группы, множество служб и цехов — декораторы и бутафоры, гримеры и пастижеры, реквизиторы и костюмеры... Идет выбор натурных площадок, утверждение эскизов художников, изготовление декораций, первые актерские пробы...
Диспетчерская студии напоминает рубку боевого корабля. Здесь знают обо всем, что происходит на студии и за ее пределами. Группа фильма В. Ордынского «Через Гоби и Хинган» вернулась из Монголии, работа продолжается в павильоне. Марлен Хуциев начал актерские пробы для своего нового фильма о Пушкине. Группа картины «Ленин в Париже» закончила съемки и трудится в монтажной. Если на площадке срочно потребовался электромонтер, декоратор, дополнительная техника, обращаются сюда, в диспетчерскую, где собрались люди опытные, умеющие оперативно решать все вопросы. Главный диспетчер А. Жаворонков на «Мосфильме» уже 35 лет — сначала был осветителем, потом мастером по свету, а после окончания ВГИКа стал главным диспетчером. Немалый опыт и у его помощников Е. Мироновой и М. Дейч—их рабочий стаж на студии свыше четверти века.
В кабинете главного диспетчера висит огромная карта страны, усеянная красными флажками, отмечающими места, где сейчас работают съемочные группы. Осенью их было 25. Зимой количество флажков уменьшилось: многие группы, отсняв натуру, «вошли» в павильоны.
Первого декабря прошлого года, например, «в дороге» было пять киноэкспедиций. Группа Никиты Михалкова «Была — не была» вела съемки в подмосковном городе Пущино. Над картиной Игоря Таланкина «Звездопад» шла работа в Керчи. Киноэкспедиция «Великого самоеда» Аркадия Кордона находилась в заполярной Инте. А коллектив картины «Ф0онт в тылу врага» Игоря Гостева трудился на земле братской Чехословакии.
До отъезда этой группы в Прагу мы успели побывать на экспериментальном полигоне «Мосфильма» в Алабине. Здесь снималась одна из смен — взрыв замка «Хайделагер». Взрыву предшествовал яростный бой, вел его отряд особого назначения под командованием полковника Ивана Млынского—главного героя романа Семена Цвигуна «Мы вернемся!» и поставленных по его мотивам режиссером Игорем Гостевым двух картин — «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта». В последнем фильме кинотрилогии фронт пролегает в глубоком тылу врага.
— Наша работа, которой отданы годы, подходит к концу,— говорит режиссер.— Трудно будет расставаться с группой, с нашими героями.
— Такие роли не играют, а проживают, как свою собственную жизнь,— вступает в разговор Вячеслав Тихонов — исполнитель роли Млынского. Он сидит на походном стульчике, доверившись волшебным рукам художника-гримера Всеволода Желманова — одного из опытнейших мастеров киностудии, участвовавшего в съемках двенадцати картин.
— После образа Исаева в «Семнадцати мгновениях весны»,—-продолжает В. Тихонов, — мне довелось работать над ролью Млынского. Эти герои, мне кажется, похожи друг на друга в главном — их роднит способность к самоотречению во имя священного долга перед Родиной. Меня всегда интересует человек в экстремальных обстоятельствах. Какая сила помогает ему выстоять до конца, победить во что бы то ни стало? Прежде всего это любовь к людям, к своей родной стране. Она помогает бороться и верить, что возмездие врагу неотвратимо...
А вечером того же дня постановщик показал нам уже отснятые финальные кадры картины.
Май 80-го. Во дворе московской школы веселая детвора обступила Млынского. И «в стык» — со стартовых площадок, взмывают в небо американские баллистические ракеты, от самолетов «отлипают» смертоносные крылатые снаряды. Да, это будет картина-предостережение, призыв к миру на земле.
Круг тем и жанров, к которым обращаются мосфильмовцы, разнообразен. Современность соседствует с историей, трагедия—с сатирой, поэзия—с обстоятельной прозой.
В настоящее время на киностудии идет работа над несколькими комедийными картинами: «Была—не была», «Дамы приглашают кавалеров», «Честный, умный, неженатый», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Летающие качели».
Не так давно на «Мосфильме» было создано творческое объединение музыкальных и комедийных фильмов, которое возглавил режиссер Георгий Данелия.
Мы встретились с ним в павильоне № 12, где он наблюдал, как идут съемки фильма «Летающие качели». Ставит его режиссер Леонид Квинихидзе по сценарию Виктории Токаревой.
Снимает картину оператор Игорь Слабневич.
— Наш будущий фильм, — говорит Л. Квинихидзе,— история о том, как известный музыкант и композитор Дмитрий Денисов подвергся испытанию славой. Речь пойдет об ответственности человека за свой талант.
Имя постановщика хорошо известно зрителям по телевизионным музыкальным комедиям «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня». Квинихидзе прекрасно чувствует и знает музыку — окончил музыкальное училище по классу фортепьяно и даже готовился стать профессиональным пианистом. Но тяга к кинематографу оказалась сильнее.
В «Летающих качелях» в главных ролях заняты Олег Янковский. Людмила Савельева. Игорь Кваша. Ирина Мирошниченко, а также балерина Наталья Трубникова, исполняющая роль «звезды» мюзик-холла.
Музыку к картине написали композиторы Г. Подельский и О. Куценко—дирижер и руководитель оркестра Ленинградского мюзик-холла, это его первая встреча с кинематографом.
У камеры рядом с оператором Слабневичем мастер по свету В. Неволин. Это настоящий знаток своего дела, с которым всегда советуются опытные режиссеры и операторы. Рационализатор, наставник молодежи, только за последние пять лет В. Неволин подготовил 40 осветителей высокой квалификации. «Ученик Неволина»— лучшая визитная карточка для светотехника на студии. В. Неволин награжден орденом Октябрьской Революции.
В соседнем павильоне режиссер П. Тодоровский снимает «Любимую женщину механика Гаврилова". Главная роль в сценарии была предназначена для Людмилы Гурченко.
Представьте себе: работница фотоателье Маргарита Сергеевна Соловьева, мать взрослой дочери, как школьница, влюбилась в механика теплохода, в человека, который и на берегу-то бывает от силы раза два в году. Мало того, что он не домосед, так еще и на свадьбу не явился. И посыпались на бедную невесту насмешки родственников и дочери.
— А она продолжает ему верить. Назло всем, иной раз даже самой себе. Верит — и баста! Я лично таких женщин знаю, встречала в жизни,— рассказывает Людмила Гурченко о своей героине — Давно хотела поработать на съемочной площадке с режиссером П. Тодоровским: в его картинах привлекает меня очень доброе, тонкое отношение к людям — простым, обыкновенным. Молодой кинодраматург Сергей Бодров написал, по-моему, очень хороший сценарий. О женщине, которая живет без компромиссов, иначе не может.
К таким людям — верящим, ждущим, добрым — обязательно постучится счастье, они его дождутся, как дождалась и Рита Соловьева. Партнеры актрисы в этом фильме — Анатолий Васильев. Евгений Евстигнеев, Сергей Шакуров.
Тысячи метров отснятой пленки превращаются в фильм за монтажным столом. Монтаж — один из важнейших творческих этапов создания картины.
— Татьяна Сергеевна, давайте еще раз пересмотрим этот кусок. Он очень важен,— обращается режиссер Владимир Монахов к монтажеру Т. Лихачевой.
«Работа предстоит сложная,— говорит Русов.— Июль, как видите, капризный, август обещают не лучше. И все-таки хочется обойтись без штурмовщины. И последнее. Какой бы богатый ни поспел урожай, помнить надо, что убирает его человек, крестьянин...»
— Татьяна Сергеевна, здесь нужна пауза. Вклеим крупные планы председателей колхозов,— попросил режиссер.— И большие натруженные руки Зубова... Посмотрим еще...
Татьяна Сергеевна Лихачева трудится в кино свыше 50 лет, из них 44—на «Мосфильме».
— Меня называют старшей сестрой «Мосфильма»,— улыбается она.
В шутке этой — немалая правда. Вся жизнь Т. Лихачевой отдана работе в кино. В создании более чем ста фильмов принимала она участие. Вместе с Ф. Эрмлером и С. Юткевичем монтировала картины «Встречный», «Златые горы», с Ю.Райзманом — «Берлин» и «Поезд идет на восток», с Ф. Эрмлером—«Она защищает Родину». Сотрудничала с режиссерами М. Роммом, Л. Арнштамом. Работала у С. Бондарчука на фильмах «Судьба человека» и «Война и мир». Немалое число монтажеров на «Мосфильме» и на других студиях — ученики Лихачевой.
Тонировочные работы — завершающий этап создания фильма. Мы побывали в одной из тонстудий, где шло озвучание картины режиссера-дебютанта Михаила Туманишвили по сценарию кинодраматурга Евгения Месяцева «Группа захвата», посвященной будням десантных войск. В картине будет продолжен рассказ, начатый в фильме «В зоне особого внимания».
В тонстудий полумрак. Светятся только экран и лампочки на пульте звукооператора.
— Актеры к записи готовы?— спрашивает звукооператор В. Бахматский.
— Да-да,— надевая наушники, кивают М. Волонтир, Б. Галкин, А. Кузнецов и Е. Глебова, исполнители главных ролей.
На экран е— эпизод в штабе.
М. Волонтир: «Поручите это задание нам, товарищ подполковник!»
А.Кузнецов: «А что, и девчонку с собой возьмете?»
«Я не девчонка! Я — ефрейтор...» — вступает Е. Глебова.
— Стоп, стоп! Нужно повторить. Лена, у тебя должен быть не обиженный голос, а гордый, понимаешь,— советует постановщик.— Еще раз.
«Я не девчонка, а ефрейтор Советской Армии!»
— Нет, не то.
— А что, если я гимнастерку надену. В ней как-то собранней себя чувствую,—просит молодая актриса...
Интересна история этой работы. Сначала в объединении «Дебют» М.Туманишвили сделал короткометражную ленту по одному из эпизодов сценария Е. Месяцева. В качестве экзамена. Пробу на самостоятельную постановку он выдержал успешно, и студия доверила дебютанту полнометражную картину.
Люди в группе собрались молодые (для оператора Б. Бондаренко это тоже первый большой фильм). Но съемки провели успешно, завершив их за три с небольшим месяца. А ведь эпизоды были сложные — флотские и десантные учения, боевая техника, массовые сцены. Все трюки актеры выполняли сами. Только в одном эпизоде на помощь пришли каратисты под руководством Александра Иншакова.
На «Мосфильме» снимаются не только художественные, но и документальные картины, сатирические киножурналы, короткие фильмы о фильмах — анонсы будущих премьер.
Важным событием в жизни студии стало создание специального творческого объединения «Олимпиада-80». Его возглавил режиссер Юрий Озеров. На экраны уже вышли документальные фильмы «Олимпийский праздник» и «Прощание с Олимпиадой», а сейчас завершена работа над двухсерийной документальной лентой «О, спорт, ты — мир!», рассказывающей о крупнейшем международном спортивном форуме. Около ста операторов запечатлели это великолепное и незабываемое зрелище на пленке.
На протяжении многих лет на «Мосфильме» ведется активная работа, связанная с поисками новых форм и видов кино, новых методов съемки. Одно из направлений такого поиска — деятельность творческой группы «Совполикадр», которой руководит режиссер Александр Шейн. Этот коллектив первым в стране начал делать полиэкранные фильмы и уже создал десять картин. Среди них— «Интернационал», «Товарищ Сибирь», «Говорит Октябрь», «Гармония», «Мы—молодая гвардия» и другие.
Сейчас «Совполикадр» занят подготовкой двух документальных лент— «Народ и партия едины» и «Вперед нас партия ведет», приуроченных к открытию XXVI съезда КПСС. Фильмы расскажут о великих достижениях советского народа, о наших успехах, трудовых свершениях.
В канун открытия XXVI съезда КПСС зрители увидят большую программу новых художественных фильмов. Среди них —«Особо важное задание» (режиссер Е. Матвеев), «Коней на переправе не меняют» (режиссер Г. Егиазаров), «Тегеран-43» (режиссеры А. Алов и В. Наумов), «Факты минувшего дня», (режиссер В.Басов), «Крах операции «Террор» (режиссер А. Бобровский). Это творческий рапорт главной киностудии страны форуму советских коммунистов.

«Советский экран», 1981 год, № 3
А. Невский
Просмотров: 1094
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: