Предлагаем большой выбор плазменных и жк панелей для любых мероприятий, начиная от небольших вечеринок, скайп-видеоконференций, и заканчивая концертами с большим количеством публики. Прокат и аренда плазменных панелей 50 дюймов по низким ценам в Москве! Компания «7KVT» https://7kvt.ru/arenda_plazmi_50_duymov предлагает прокат телевизора 50 дюймов в Москве, Подберем модель с нужной вам диагональю, доставим, проведем монтаж и демонтаж, настроим непосредственно на месте и проконтролируем весь процесс.«Я подарю тебе звезду» - пел в одном из отечественных мультфильмов пещерный человек своей возлюбленной.
Вполне возможно, что именно с этого обещания и началась вся человеческая история освоения космоса. И неважно, как звали ту даму сердца: Мечта, Надежда, Вера, Любовь. Главное, что человек всегда стремился познать неизведанное и хотел убедиться, что он не одинок во Вселенной.
Поначалу люди давали имена звездам, планетам, созвездиям. Потом они поселили на небесах Богов (пришельцы?), стали предсказывать по звездам собственную судьбу и, в конце концов, систематизировали небесный свод, придумав для этого новую науку – астрономию.
Искусство также не стояло на месте. В наши дни до сих пор ломают голову над тем, кто же изображен на стенах некоторых пещер, в которых сохранились рисунки каменного века. Вроде человек, но в странном одеянии, похожем на скафандр. Боги? Пришельцы? Или же это мы сами, прилетевшие в древние времена на эту планету?
На эти и другие вопросы пробует ответить уже несколько столетий один из литературных жанров – научная фантастика. Первопроходцами на этой территории стали Жюль Верн и Герберт Уэллс. Первый отправил человека на Луну («С Земли на Луну», «Вокруг Луны»), а второй предупредил об опасностях контакта с внеземной цивилизацией («Война миров»), после чего также отправил своих героев на спутник Земли («Первые люди на Луне»).
Фантастическая литература настолько ярко описала все прелести и трудности путешествий в космос, что вдохновила многих будущих ученых перейти от теории к практике. И первый полет, несомненно, заслуга первых фантастов, предсказавших многое из того, что узнали лишь спустя полвека.
Жюль Верн послужил отправной точкой и для развития кинофантастики. В 1902 году Жорж Мельес «Путешествием на Луну», основанным на романе великого писателя, открыл дорогу всем художникам, которых больше всего интересовало техническое совершенствование нового искусства. И освоение космоса сыграло не последнюю роль в развитии не только мирового, но и отечественного кинематографа.
Космос как предчувствие
В России космическая кинофантастика появилась не сразу. Пока Европа осваивала в кино путь на другие планеты («Небесный корабль»), наша страна переживала немалые потрясения, отразившиеся впоследствии на мировоззрении и миропорядке русских людей.
И лишь спустя несколько лет после революции, когда советская пропаганда достигла невиданного размаха при помощи киноавангарда, стали появляться первые фантастические сюжеты.
Именно в этот момент из эмиграции вернулся на Родину Яков Протазанов и обратил свое внимание на недавно вышедший и уже завоевавший популярность роман Алексея Толстого (еще одного вернувшегося эмигранта) - «Аэлита». Сюжет явно соответствовал запросам публики, так что с его помощью Протазанову и Толстому удалось реабилитироваться перед молодым поколением, считавшим их перебежчиками и предателями.
Сама картина представляет собой яркий образец кинематографа 20-х годов прошлого века. В ней, как обычно, пролетариат борется с угнетателями рабочего класса, но не на Земле, а на Марсе, которым правит пресловутая Аэлита. Юлия Солнцева (Пересветова) сейчас, в двадцать первом веке, почему-то воспринимается, как девушка-робот из гениального «Метрополиса» Фрица Ланга (скорее всего, он находился под большим впечатлением от картины Протазанова и многое у него позаимствовал). У фильма имеется римейк – «Полет на Марс», снятый в 1951 году американским режиссером Лесли Селандером. Впрочем, как вам известно, многие корифеи мировой кинофантастики черпали вдохновение, просматривая нашу классику…
На долгие годы советские кинематографисты забыли про космос. В эпоху НЭПа далекие планеты мало кого интересовали, кроме ученых. В моде были всевозможные технические достижения, которые можно было использовать в борьбе с буржуями. Например, роботы («Гибель сенсации») или совершенное оружие («Луч смерти»). Эти сюжеты, как правильно заметил один из киноведов, похожи на фильмы про Джеймса Бонда, и в них нет места мечтам о новых мирах.
Новая попытка полететь в космос (хотя бы на кинопленке) осуществилась лишь в 1936 году. На экраны СССР вышел первый (по-настоящему!) научно-фантастический фильм «Космический рейс».
История его создания уникальна. Режиссер Василий Журавлев, завоевавший популярность среди детей своими историко-приключенческими картинами «Реванш» и «Бомбист», приступил к съемкам «Космического рейса» в 1933 году. Для реалистичности изображения были приглашены художник Юрий Швец (создатель кукол в «Новом Гулливере») и оператор Александр Гальперин (мастер комбинированных съемок). А в качестве консультанта Журавлев пригласил основоположника современной космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. Ученый не только объяснил многие нюансы пребывания вне Земли, но и создал для фильма 30 чертежей ракетопланов. К тому же, сама картина основана на его повести, ведь Циолковский был не только теоретиком, но и прекрасным писателем.
Фильм снимали два года. По опыту, приобретенному после «Гулливера», Юрий Швец знал, что минимальная реалистичность кукол героев достижима при их размере от 7 см. Но даже с такими миниатюрами макет ангара космолетов занял площадку 18 на 10 метров. Кроме того, для съемок был изготовлен макет Дворца Советов, чье создание занимало в те годы высшее руководство и архитекторов, воплощавших мечту о «Новой Москве».
Но спецэффекты картины включали не только кукольную анимацию и макеты. Журавлев использовал также огромные декорации. Например, чтобы достичь достоверности, потратили 11 дублей на сцену, где на одного из героев – академика Седых – рушится лунная скала. А для съемок состояния невесомости использовали не только веревки, но и специально сконструированные для фильма устройства, которые поддерживали актеров в воздухе.
В результате, получился наивный по сюжету, но технически совершенный для своего времени фильм о путешествии на Луну. В академике Седых с легкостью узнается сам Циолковский, но, к сожалению, великий ученый так и не увидел свое отражение на экране, так как он ушел из жизни незадолго до премьеры...
Мечте навстречу
Великая Отечественная война стала основной помехой для развития нашей кинофантастики, которую неожиданно вознесли на высокий уровень Юрий Швец и Василий Журавлев.
Ситуация изменилась холодным летом 1953 года после того, как не стало Вождя.
К тому же и орбитальный полет со дня на день становился реальностью. В 1957 году запустили первый искусственный спутник, и почти одновременно появился научно-популярный фильм «Дорога к звездам». А его создатель – Павел Владимирович Клушанцев – стал культовой фигурой в современной космической кинофантастике.
Клушанцев поистине трагическая фигура в советском кинематографе. Всемирно признанный мастер sci-fi у себя на Родине так и остался почти неизвестным режиссером научно-популярного кино. Его фильмы вдохновили Джорджа Лукаса и Стэнли Кубрика на создание соответственно «Звездных войн» и «Космической одиссеи», а Павел Владимирович, тем временем, жил в полной безвестности и нищете, да еще и ослеп под конец жизни.
О нем заговорили только после падения «Империи», когда в страну зачастили в поисках своего кумира американские кинематографисты. Известна легенда о Джордже Лукасе, желавшем познакомиться с маэстро Клушанцевым. На что чиновники просто развели руками, абсолютно не понимая, о ком же идет речь.
Хотя сколько было шуму, когда в самый разгар интереса к теме космоса, после полета Юрия Гагарина, на отечественные экраны вышел первый (и единственный!) художественный фильм Клушанцева «Планета бурь», повествующий об экспедиции на Венеру (впервые!) наших космонавтов (среди них – Георгий Жженов, вернувшийся после сталинских лагерей).
«Планете бурь», впрочем, не везло еще на стадии сценария. Павел Владимирович предложил написать о полете на Луну писателю-фантасту Александру Казанцеву и сценаристу Михаилу Витухновскому, но не был удовлетворен результатом их работы. После продолжительных споров в проекте остался только Казанцев, а космонавтов решено было отправить на Венеру. Известна также история с министром культуры, чуть было не запретившим выход картины на экраны, но какая картина в те времена не проходила через трудности цензуры?!
Клушанцеву пришлось пожертвовать сюжетом, превратив его в набор клише, для того, чтобы насытить фильм своим видением межпланетных перелетов и техническими находками. К созданию фантастического мира Венеры режиссер привлек одного из классиков отечественного кино – художника Михаила Цыбасова, с которым он уже работал над фильмами «Вселенная» и «Дорога к звездам». До сих пор остается загадкой, как им удалось создать такую технически сложную картину в стенах Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов – не самой богатой студии Союза. Ведь в фильме помимо всего прочего (плотоядный цветок, птеродактиль, динозавр, развалины древнего города, венерианский вулкан) задействован подлинный шарнирный робот по имени Железный Джон, которому позавидовал бы любой американский кинокудесник тех лет. И немудрено, потому что если вспомнить обычные образцы зарубежной кинофантастики 50-60-х, то они быстро теряются на фоне детища Клушанцева.
Зрители приняли «Планету бурь» на ура, чего нельзя сказать о критиках, которые просто разгромили этот предвестник мирового зрелищного кинематографа 70-80-х. Поняв, что его популяризация космоса в игровом кино не нужна этой неблагодарной стране, Павел Владимирович вернулся к науч-попу. И многие из его последующих работ этого жанра («Луна», «Марс») до сих пор смотрятся по-современному, так как они опередили свое время. Это прекрасно поняли зарубежные коллеги Клушанцева, но соотечественники еще долго не осознавали, что потеряли в его лице блестящего мастера игрового кино…
Но не только Клушанцева следует считать мастером советской кинофантастики.
Ценителям жанра известно имя Михаила Федоровича Карюкова – талантливого одесского оператора комбинированных съемок, создавшего в эпоху оттепели два образца романтичной фантастики: «Небо зовет» и «Мечте навстречу». В съемках обеих картин принял участие все тот же Юрий Швец, создатель декораций «Нового Гулливера» и «Космического рейса». Именно благодаря его эскизам и макетам зрители и профессионалы до сих пор очарованы этими двумя фильмами, прославлявшими космическую романтику.
Карюков, понимая, что его операторского таланта недостаточно для создания достоверной картины будущего, пригласил в свои проекты режиссеров, способных работать с актерами. Над первым фильмом вместе с Михаилом Федоровичем работал Александр Козырь, а во второй вдохнул жизнь талантливый грузинский актер и режиссер Отар Коберидзе.
Сценарий «Небо зовет» был написан совместными усилиями трех человек: Михаила Карюкова, Евгения Помещикова и Алексея Сазонова. Сюжет закручен вокруг типичного для того времени соревнования между американцами и русскими, а мотивом такой гонки стал полет на Марс. И если бы не общая благожелательная атмосфера картины и великолепные декорации Швеца, то картина превратилась бы в агитку.
Этот фильм, вышедший на экраны между запуском первого спутника и полетом Гагарина, также был замечен зарубежными коллегами. Эскизы космических перелетов послужили большим подспорьем Кубрику для создания первых двадцати минут «Космической одиссеи», а на студии Роджера Кормана «Небо зовет» был несколько раз перемонтирован и выходил под разными названиями. Впрочем, подобное произошло и с «Планетой бурь».
Во втором фильме Карюкова романтике было отведено еще больше места, так как в нем много песен, ставших впоследствии популярными. По сюжету, придуманному фантастом Олесем Бердником, люди спешат на помощь инопланетному кораблю, потерпевшему аварию на Марсе. Когда советские космонавты достигают красной планеты, то находят в живых только женщину. Параллельно развивается сюжет о любви Тани и Андрея, вынужденных находиться на разных ракетах. В результате, правда, оказывается, что весь сюжет, как и в первой картине Карюкова, всего лишь мечта.
«Мечте навстречу» также сильно повлиял на мировой кинематограф, как и «Небо зовет» с «Планетой бурь». Например, в сюжетном ходе с инопланетянами, совершившими вынужденную посадку, сейчас с легкостью узнаешь один из эпизодов фантастического фильма ужасов «Чужой» Ридли Скотта, когда его герои находят на далекой планете древний корабль.
Но не только Клушанцев и Карюков снимали фильмы про космос в 50-60-е годы прошлого столетия.
В 1959 году появилась картина Виктора Моргенштерна «Я был спутником Солнца». Сюжет был навеян удачным запуском советского спутника и развивал идею о том, что в будущем подобные устройства станут таким же обычным явлением, как пылесос или телевизор. Что, в общем-то, и произошло.
Картина Моргенштерна не так совершенна технически, как произведения его коллег. Многое выглядит анахронизмом (особенно, видеомагнитофон), изображения космических полетов часто подменяются анимацией (кстати, не такой уж плохой), а актеры напоминают роботов (даже Вицин!). Причина довольно проста: Моргенштерн был режиссером научно-популярных фильмов и не смог уловить грань между популяризацией и игровой составляющей. К тому же, в его команде не было Юрия Швеца, способного творить чудеса при воссоздании фантастического мира. Но, тем не менее, фильм представляет интерес научным подходом к решению космических проблем, так как в нем много говорится об опасностях покорения межзвездных пространств.
Казалось бы, после таких прекрасных фильмов нашу фантастику ждало большое будущее, но в 1967 году вышла картина, благодаря которой у чиновников пропал интерес к этому жанру.
«Туманности Андромеды», поставленной Евгением Шерстобитовым по знаменитому роману Ивана Ефремова, не позавидуешь. Она появилась как раз в тот момент, когда страна стала погружаться в эпоху застоя. Все идеи «шестидесятников» превратились в запретные темы, и экранизация утопии о Светлом Будущем попала на экраны лишь благодаря тому, что в ней было много патетики и мало политики. Сюжет был сведен практически до уровня абстракции, а многие размышления сведены на нет и превращены в лозунги. И все равно история о том, как космонавты оказались пленниками Железной планеты, не может оставить равнодушным даже современного зрителя. Помогают позитивному восприятию картины не только декорации Алексея Бобровникова, но и определенные ассоциации. Найденный на планете инопланетный звездолет на этот раз полностью напоминает развалины в «Чужом», а некоторым пытливым зрителям в имени Дар Ветер чудится грозный Дарт Вейдер, что вызывает улыбку, но не более.
Судьба картины была решена, когда не стало Сергея Столярова, сыгравшего одну из главных ролей. Его смерть стала основной причиной того, что из предполагавшейся дилогии сделали один фильм. Что не могло не отразиться на качестве исполнения. Немаловажным фактором прекращения работы некоторые исследователи считают и большие затраты на производство.
Впрочем, не столь важно, почему был спешно закончен этот проект. Но факт остается фактом: после «Туманности Андромеды» вся наша фантастика переместилась в студийные коридоры, по которым бегали туда-сюда персонажи таких посредственных картин, как «Лунная радуга» (несмотря на участие талантливых актеров!), «Петля Ориона» (эта картина вызывает интерес лишь использованием фантастической живописи Алексея Леонова и Андрея Соколова) и «Звездный инспектор» (Ивашов и Виторган хороши, но все остальное выглядит на примитивном уровне).
Особняком среди фантастических фильмов подобного рода стоят экранизации произведений Станислава Лема. В 1972 году вышел «Солярис» Андрея Тарковского, в котором главное место занимают философские размышления о человеке. А в 1978 году совместно с поляками был снят фильм «Дознание пилота Пиркса», совмещающий в себе сюжеты о космосе и роботах. Похоже, именно «Дознание» повлияло на идею создания «Бегущего по лезвию», так как и тут и там ведутся поиски роботов среди людей.
Но, к сожалению, это всего лишь исключения в сонме одинаковых сюжетов, бытовавших в те годы на отечественных экранах.
Впрочем, ничего не изменилось и после развала СССР. Традиции отечественной кинофантастики были напрочь утеряны (если не считать фантазию Алексея Федорченко «Первые на Луне», совмещающую в себе элементы альтернативной реальности, sci-fi и документалистики), и никакие «Обитаемые острова» их не способны вернуть…
Отроки во Вселенной
Параллельно серьезной, взрослой кинофантастике развивалась и детская.
Ее родоначальник - все тот же «Космический рейс», где одним из космонавтов стал обычный школьник. Но существенный скачок в развитии космической фантастики для детей состоялся в эпоху застоя, когда технологически развитой кинофантастике был заказан путь в большое кино.
В середине 70-х на экраны страны вышла дилогия Ричарда Викторова о приключениях в космосе 14-летних подростков, включающая в себе две картины: «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной».
Викторов уже зарекомендовал себя предыдущими фильмами о подростках («Переходный возраст»), как человек, разговаривающий с молодежью на одном языке. Поэтому странная идея о том, что в космос надо отправлять детей, в концепции режиссера обретает смысл.
Викторову, несмотря ни на что, удалось вместе с оператором Андреем Кирилловым и художником Константином Загорским создать уникальный мир, где не последнее место занимает внутренний интерьер корабля, на котором отправились в далекое путешествие подростки.
Но самое главное – это все-таки не технические и визуальные решения картины, а доброта, которой пронизана дилогия. Ведь Ричард Николаевич, как никто другой, умел донести до подрастающего поколения общечеловеческие ценности и привить ему идеалы, которые в настоящий момент уже кажутся такими же далекими, как и сами звезды…
Дилогия Викторова открыла дорогу детской фантастике. Один за другим появляются «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» (в ней, кстати, вскользь упоминается и про космос) и другие, не менее замечательные картины. Но теме космоса были посвящены только два: «Гум Гам» (рассчитанный на малышей) и «Лиловый шар» (продолжение приключений Алисы Селезневой с Натальей Гусевой в главной роли). Правда, они не выдерживают никакой критики. Что уж говорить про современное детское кино, в котором нашлось место только экранизации романа Юлия Буркина и Сергея Лукьяненко «Сегодня, мама!», получившей в прокате название «Азирис Нуна»…
Немного иначе обстоит дело с отечественной анимацией.
Впервые о космических путешествиях было рассказано еще в авангардной агитке 1924 года «Межпланетная революция». Но то было революционное кино, и к детям оно не имело никакого отношения.
Научная фантастика обрела очертания в мультипликации лишь в 70-е. Хотя еще на студии Диснея в 50-е годы снимали научно-популярные фильмы о покорении космического пространства с элементами анимации. Но то были пробы пера. Основателем космической анимации стал француз Рене Лалу, создавший в 1973 году легендарную «Фантастическую планету».
Наши же мультипликаторы постепенно нащупывали путь к звездам. Сначала это были сказки («Загадочная планета») и притчи («Контакт», «Кладезь мудрости»). Но затем в 1981 году состоялся прорыв – Роман Качанов снял «Тайну третьей планеты», лучшую экранизацию приключений Алисы Селезневой, придуманных писателем-фантастом Киром Булычевым.
Вдохновленные успехом Качанова, многие режиссеры стали выпускать мультфильмы на космическую тему. Появились экранизации таких популярных авторов, как Рэй Бредбери («Здесь могут водиться тигры») и все тот же Кир Булычев («Перевал»). Аркадий Стругацкий написал сценарий к анимационному фильму «Космические пришельцы».
Владимир Тарасов, внесший свой вклад в этот жанр своим легендарным «Контактом», создал еще несколько картин: «Перевал», «Контракт» и «Возвращение». Но это все же не совсем детская анимация.
Геннадий Тищенко – еще один мастер, посвятивший свое творчество фантастике. В его фильмах «Вампиры Геоны», «Хозяева Геоны», «Амба», «Миссия пришельцев» и «Из дневников Йона Тихого. Путешествие на Интеропию» заметно влияние американского кинематографа 70-80-х и «перестроечных» реалий.
Современная действительность отразилась и в сатирической «Упущенной галактике», где пришелец тщетно пытается установить контакт с землянином, которым оказался обычный лесник. А в другой картине - «Из пушки на Луну и далее без остановок» - авторы пытаются предупредить об экологической катастрофе.
И все же дети не были забыты взрослыми. Специально для них придумали серию про пришельца Ванюшу, который поселился на Земле, чтобы не печалить своих земных дедушку с бабушкой. Немного в другом контексте придуман прибалтийский сериал «Фантадром», рассказывающий о коте-роботе, который спасает всех от бед. Зритель, выросший на этом мультфильме, теперь мало что понимает в сюжете, ведь, по сути, это сплошная психоделика.
К сожалению, современная наша анимация находится в критическом состоянии. Были попытки вернуть подрастающему поколению Алису Селезневу в «Дне рождения Алисы», но получившийся продукт выглядит на редкость вялым и пресным. Остается надеяться, что люди, выросшие на анимации Тищенко и Тарасова, смогут придумать что-то более путное. Но когда? Этого никто не знает…
Контакт
В завершение хочется поговорить о том, ради чего, собственно, человек и стремится к таким далеким и манящим звездам, - о контакте.
Контакт в понимании советского кинематографа никак не может носить отрицательный характер. Гуманизм и высокие идеи – вот платформа, на которой должна состояться встреча с внеземным разумом. Об этом говорилось в фильмах Карюкова. Об этом идет речь и в комедиях типа «Эта веселая планета». Об этом же рассказывают фильмы «Молчание доктора Ивенса» и «Через тернии к звездам». Но если первый, несмотря на участие Сергея Бондарчука, кажется посредственным даже по тем временам, то картина Ричарда Викторова до сих пор смотрится на одном дыхании. Хотя по сюжету обе картины идентичны – человек встречается с инопланетянкой (существуют также «Инопланетянка» и «Семь стихий», но они вторичны по отношению к этим фильмам).
Сценарий к «Терниям…» написал Кир Булычев, который теме контакта посвятил немало своих произведений. Например, в «Шансе» герой, познакомившись с инопланетянином, обретает эликсир молодости. А в «Подземелье ведьм» двое землян вынуждены контактировать с обитателями планеты, живущей по правилам фэнтези. В «Родимом пятне» героев и вовсе пришельцы забирают вместе с домом.
В 80-х гуманистическая идея контакта постепенно стала подменяться сатирой на общество и строй. Если в «Звездной командировке» просто зубоскалят по поводу колхозных порядков, то у Данелии в «Кин-дза-дза!» присутствует четкая параллель между рухнувшей «Империей зла» и планетой, куда попадают герои Любшина и Габриадзе.
После же развала страны наступает черед мрачных фильмов-предупреждений. Например, в «Аномалии», основанной на романе Клиффорда Саймака «Все живое - трава», главный герой в исполнении Юозаса Будрайтиса становится посредником между землянами и «цветочной» цивилизацией, но ему не удается спасти человечество от самих себя.
Кстати, схожий сюжет присутствует в картине 60-х «Таинственная стена», в которой советские ученые вместе с военными (один из них – Андрей Миронов) бьются над тайной невидимой стены, возникающей в определенный отрезок времени где-то в Сибири. Невидимая преграда так и остается для всех загадкой из-за того, что сами люди не способны понять друг друга. Тогда им мешал «Железный занавес», сейчас – различие культур, мировоззрений, религий. Да и сосед по лестничной площадке порой остается такой же загадкой, словно все мы друг для друга – марсиане.
И как же этим пришельцам на собственной планете вступать еще с кем-то в контакт и, тем более, лететь к другим планетам, если никто не хочет слышать соседа? Да и нужен ли нам этот контакт, когда в нас накопилось много злобы? Вряд ли. Нам еще предстоит многому научиться. А пока, может быть, стоит начать хотя бы с того, чтобы вернуться к образцам гуманистической фантастики 60-х. А затем попробовать снять что-то похожее, а не очередную поделку под американский стандарт…
Макс Милиан