13 августа исполнилось 120 лет со дня рождения Альфреда Хичкока. Про него написано больше, чем про любого другого кинорежиссера. Его фильмы притягивают к себе потоки признательности авторов и работников конвейера, критиков и публики, киноманов широкого и узкого профиля. Его кино заложило фундамент остросюжетного фильма, стало его именной традицией. С разрешения автора публикуем к этой памятной дате текст с портала «Синематека» о раннем, дозвуковом периоде творчества патриарха кино.
Альфреду Хичкоку 120 лет!
Фильмы Хичкока – это полувековой срез англоязычного кинематографа, на примере которого можно изучать историю киноискусства. Немой период, голливудская экспансия в Англии 20-х, приход звука, подъём английской индустрии в 30-е, отъезд в Голливуд, кино в годы Второй мировой войны, расцвет нуара, фрейдизм в кино 40-х, приход цвета, а позже широкого формата, маккартизм и распространение ТВ, конец эпохи "золотого века Голливуда" и отделение авторского кино от коммерческого. Хичкок вложился почти в каждый остросюжетный жанр (триллер, нуар, детектив, хоррор, черная комедия, фильмы о катастрофах, секретных агентах, авантюристах, сыщиках, маньяках, мошенниках всех мастей и психотипов). В эссе, статьях и монографиях чаще уделяют внимание зениту его творчества. Фильмы мэтра, начиная с начала 50-х, изучают разве что не под микроскопом, раскадровывая изображение и раскладывая художественный текст на молекулы. Говорить о Хичкоке в XXI веке – то же самое, что говорить о "Битлз". Всё уже сказано, и в таком количестве, что обработать вал информации - задача не из легких. Результатом повсеместности Хичкока стала ситуация, когда едва ли не каждый усердный зритель (критик) имеет свое непоколебимое мнение о Хичкоке и считает себя знатоком его творчества. Но фильмография Хича содержит картины, населяющие не только вытоптанный газон: в его активе найдутся фильмы, до которых вечно не доходят руки исследователей, рвущихся в горячую зону шедевров.
«Лампы для проекторов Mitsubishi» в интернет-магазине proektor-lamps.ru представлены широким ассортиментом по низким ценам. На страницах товаров указаны подробные технические характеристики, качественные фотографии товара, срок официальной гарантии производителя, а также условия покупки и доставки на дом. Там же Вы можете ознакомиться с описанием товара, отзывами владельцев, а также обзорами и видеообзорами на товар.
1. Начало. Участь английского режиссера в кино 20-х
К раннему периоду Хичкока (как правило, его ограничивают пределами дозвукового кино – 1920-1929 гг) принято относиться высокомерно и снисходительно как к детским сочинениям и пробе пера. Конечно, Хичкок в этот период проигрывает самому себе в будущем, да и двадцатые годы были не лучшим временем для английской кинематографии, пребывавшей на задворках европейской и уступавшей кино нашему и немецкому, французскому, шведскому и датскому.
Положение Англии в контексте европейской киноиндустрии было специфическим по понятным причинам. Общее языковое поле с США, ищущими выход на внешние рынки, предполагало вхождение Голливуда в Старый свет через Британские острова. Давление заокеанской продукции было столь весомым (особенно, в условиях экономики, ослабленной катаклизмами Первой мировой), что правительство было вынуждено внести в парламент законопроект о квотировании национальной продукции (закон вступил в силу только в 1929 году). Американская предприимчивость за это время сделала свое дело, и темпы отечественного производства существенно замедлились: лондонские театры приучали публику к кино из-за океана. В этот период выделялись два наиболее известных английских постановщика – Энтони Эсквит и Альфред Хичкок.
Хичкок сразу попал в лидеры. В сравнительно молодом возрасте (26-28 лет) он был признан надеждой национального кино. Уже тогда автору не на кого было оглядываться – поэтому приходилось искать собственный стиль, прислушиваться к самому себе, одновременно осваивая технологию и оттачивая мастерство. В то время в Англии было четыре ведущих производителя: "Бритиш инстракшнл", "Гэйнсборо", "Грэм-Уилкокс", отделение "Гомон" (с 1927 года основным производителем станет "Бритиш интернэшнл пикчерз"). В книге "История британского кино" ("Rachael Low's History of British Film) период 1924-1927 г.г. назван не иначе как "период депрессии в британском кинопроизводстве". За несколько лет количество фильмов сократилось в 3-4 раза (1921г. – 136 фильмов, 1924г. – 56, 1925г. - 45, 1926г. – 37).
Альфреду Хичкоку 120 лет!
фото: Хичкок на съемках фильма "Жилец"
К дозвуковому периоду Хичкока относятся девять фильмов, поставленные режиссером в 1925-1929 г.г. (не считая «Шантажа», пусть имеющего немую версию, но задуманного в расчете на звуковую технику).
К моменту полнометражного режиссерского дебюта Хичкок имел солидный для специалистов тех лет послужной список. Он уже пять лет работал в киноиндустрии художником, руководителем отдела интертитров, сценаристом, ассистентом режиссера. В немом кино автор титров совмещал функции не только художника, но и сценариста. Если фильм с точки зрения администрации оказывался неудачным, то одним из способов выправления ситуации была работа с интертитрами, с помощью которых авторы не только могли усиливать драматическую тональность, но и корректировать жанровую окраску (вплоть до комедийной). Подобный опыт помог Хичкоку освоить сценарное ремесло. Надо думать, что в это время стал формироваться его ответственный подход к алгоритму сюжета, который в будущем привел мастера к изобретению "саспенса". Параллельно Альфред примерялся к режиссерскому креслу, но - как он сам говорил – без амбициозности. Короткометражная работа «Номер 13» /1922/ не была завершена, а в картине «Всегда говори своей жене» /1923/ фамилии Хичкока в титрах не было. Первый фильм не сохранился, второй - сохранился не полностью.
Отдельно надо сказать, что Хичкока – инженера по образованию - привели в кино страсть к рисованию и увлечение киноискусством. Молодой человек отличался выдержанным вкусом, высоко ценил фильмы Гриффита и Чаплина, а первое сильное киновпечатление адресовал черной поэме Фрица Ланга «Усталая смерть» /1920/.
2. Немецкий след
Хичкок работал на фирме "Гэйнсборо". В то время продукция Майкла Бэлкона (продюсера и владельца "Гэйнсборо") производилась в сотрудничестве с немецкими студиями, и в 1924 году Хичкок попал в Германию в качестве сценариста фильма Грэма Каттса «Принцесса и скрипач» /1925/. Тогда же ему довелось поучаствовать художником в работе над «Последним человеком». Сегодня эпизод случайного пересечения двух гениев – Мурнау и Хичкока - в величайшей картине эпохи немого кино кажется символическим. Так или иначе, но своим режиссерским стартом Хичкок обязан Германии. После этого мюнхенская студия Emelka подрядила 25-летнего англичанина на производство двух фильмов.
Альфреду Хичкоку 120 лет!
фото: постер фильма "Сад наслаждений"
С немецкой стороны организатором фильма «Сад наслаждений» был Эрих Поммер – продюсер большинства немецких шедевров того времени («Кабинет доктора Калигари» /1920/ Роберта Вине, «Доктор Мабузе, игрок» /1922/ и «Нибелунги» /1924/ Фрица Ланга, «Микаэль» /1924/ Карла Теодора Дрейера, вышеупомянутый «Последний человек»; в будущем с помощью Поммера появятся на свет ланговский «Метрополис» /1927/ и «Голубой ангел» /1930/ Джозефа фон Штернберга).
В центре лирического сюжета «Сада наслаждений» были отношения двух пар – девушек из английского варьете и их мужчин, занятых в африканских колониях. В финале из двух несчастных пар складывается одна счастливая. В интервью Франсуа Трюффо Хичкок называл свой дебют "заурядной мелодрамой", что кажется правдой, но лишь отчасти. С точки зрения молодого автора близкие люди способны принести самую острую боль и потому должны вызывать наибольшее подозрение (как тут не вспомнить легендарный эпизод про маленького Альфреда, которого за провинность собственный отец направил в полицейский участок). В этот период, подобно персонажам, Альфред сам испытывает состояние влюбленности, обострившееся на фильме «Сад наслаждений» (его избранницей стала монтажер Альма Ревиль).
Альфреду Хичкоку 120 лет!
фото: Альфред Хичкок и Альма Ревиль
Ранние фильмы Хичкока, ещё только пробующего себя в кинорежиссуре, не соответствуют стереотипам о "великом и ужасном старине Хиче". Однако энтузиасты могут почерпнуть в этих работах немало ценного, проливающего свет на истоки таланта и философию его режиссуры. Визуальные символы, тревожащие автора и восхищающие (разумеется, пугающие) зрителей, будут рождаться в эти годы. Первый кадр «Сада наслаждений» дает винтовую лестницу, по которой сбегают на сцену варьете миловидные женские ножки. Лестница в хичкоковском кино будет появляться весьма часто. В «Жильце» /1926/ лестница, отделяющая комнаты хозяев дома от комнаты молодого человека, подозреваемого в убийствах, служила "коридором ужаса", инструментом для нагнетания атмосферы страха. В драме «По наклонной плоскости» /1927/ Хичкок использует лестницу как метафору падения человека. Герой фильма, выгнанный из колледжа и семьи, удаляется от зрителя по эскалатору метро, словно опускаясь на дно общества. Камера, установленная у подсвеченного входа на эскалатор, создавала ощущение, что персонаж уходит все ниже и ниже в темень подземелья.
Зритель, знакомый с немецким кинематографом 20-х, не может не обратить внимания на образы единственного немецкого фильма Хичкока (второй фильм, снятый в Германии, «Горный орел» /1926/, считается утерянным). В начале «Сада наслаждений» автор дает колоритные типажи посетителей кабаре. Рожи стариков, самодовольные и источающие вожделение, словно принадлежат галерее Георга Вильгельма Пабста, хотя в это время Пабст только начинал делать первые шаги, работая над легендарной социально-психологической сагой «Безрадостный переулок» /1925/.
Кстати, хичкоковеды отмечали, что уже в «Саду наслаждений» прослеживается тема вуайеризма: один из посетителей шоу наблюдал за женскими прелестями в бинокль (отнюдь не театрального размера).
Альфреду Хичкоку 120 лет!
фото: "Сад наслаждений"
Дебют режиссера удался несмотря на то, что ирония судьбы подбрасывала Хичкоку испытания одно за другим, словно препятствуя началу его режиссерской карьеры. На съемках, которые проходили в Германии и Италии, Хичкок натерпелся страху: австрийские таможенники арестовали пленку, в Генуе гостиничный номер Хичкока ограбили, съемочная группа влезла в долги и еле-еле свела концы с концами. Сам Хичкок любил весело и легко рассказывать о злоключениях своего первого фильма. Тем не менее, через тернии бытовых и организационных невзгод вход в сад кинонаслаждений был удачно положен. "Немецкий" дебют Хичкока вышел в Великобритании спустя два года, после того, как на весь Лондон прогремел его первый триллер и третья по счету режиссерская работа – «Жилец: история лондонского тумана» /1927/.
3. Первый триллер
Без сомнения, «Жилец» является лучшей лентой в дозвуковой фильмографии Хичкока и первой, как ее принято называть, "истинно хичкоковской" работой. Режиссер впервые развил одну из ключевых тем своего творчества, которую условно можно обозначить как "the wrong man". Попадание невиновного человека под подозрение в совершении преступления – один из персональных страхов самого Хичкока, и один из важнейших возмутителей спокойствия в системе воззрений западного либерализма. Под покровом ночи и лондонского смога происходят убийства девушек, столица в ужасе читает криминальные вести "Ивнинг Стандарта". Пятой жертвой маньяка, оставляющего на трупах клочок бумаги с нарисованным треугольником и подписью "Мститель", стала "златокудрая" девушка из одноименного варьете. Известно, что убийца орудует то ли в маске, то ли с прикрытым лицом. Одновременно с этим, поблизости от места последнего происшествия, на верхний этаж дома Бантингов въезжает новый квартирант, имеющий странную особенность при выходе на улицу прикрывать нижнюю часть лица щарфом. Нелюдимый молодой человек замкнут и погружен в себя, на окружающие раздражители реагирует нервно. Оба события переплетаются, и наймодатели (к тому же они - родители девушки, работающей манекенщицей в том самом шоу "Золотые кудри") начинают подозревать своего постояльца в совершении зловещих преступлений. Хичкок показывает, как в обществе передается вирус психоза: сначала от матери к отцу, потом к ухажеру девушки, полицейскому детективу, занятому в расследовании убийств, и наконец - к обычным прохожим. Странн