Кино-СССР.НЕТ
МЕНЮ
kino-cccp.net
Кино-СССР.НЕТ

История кино

Френсис Форд Коппола

Френсис Форд Коппола
Конец 1989 года. Съемки «Крестного отца-3» подходят к концу. Фильм обошелся в 54 миллиона долларов. Его режиссер Френсис Форд Коппола за режиссуру и сценарий получил 4 миллиона (плюс 15 % от кассовых сборов во всех странах мира). Эл Пачино - 5 миллионов долларов. Даян Китон – «всего лишь» 2... Однако компания «Парамаунт» уверена - игра стоит свеч, ведь первые две части этой знаменитой гангстерской саги, поставленной по мотивам романа Марио Пьюзо, принесли 800 миллионов долларов дохода, 9 премий американской киноакадемии «Оскар», а пятидесятилетний Коппола находился в отличной творческой форме...
Френсис Коппола работает в кино уже несколько десятков лет. Родившись в семье выходцев из Италии - актрисы и музыканта, Френсис в 1950-х учился на театральном факультете университета, затем занялся театральной режиссурой, был ассистентом режиссера Роджера Кормэна. В 1962 году поставил свой первый полнометражный фильм.
1960-е годы не принесли Копполе большого кассового успеха, хотя драма «Люди дождя» по праву считается одной из самых значительных картин американского киноискусства. Психологически тонкий, удивительно человечный фильм Френсиса Копполы, в основу сюжета которого положена история бывшего спортсмена, получившего тяжелую травму и мгновенно ставшего аутсайдером, оказался слишком «европейским» для тогдашней публики.
Коппола стал звездой после «Крестного отца». Успех этого фильма был ошеломляющим, невероятным. Великолепно сыгранная роль дона Карлеоне, главаря семейного гангстерского клана, вновь после нескольких лет относительной «тени» вознес на вершину славы Марлона Брандо. Хрипловатый голос, скупые, властно-ленивые движения рук, почти полное отсутствие мимики... Этот запоминающийся образ моментально стал предметом многочисленных подражаний и пародий (к примеру, в итальянской комедии «Другое лицо крестного отца» и др.). Звездой мирового масштаба стал и Эл Пачино, сыгравший роль младшего сына Карлеоне, которому после его смерти суждено было «принять дело». Для Копполы было важно показать, как из честного и интеллигентного парня, выросшего и получившего блестящее образование вдали от семейного бизнеса, постепенно получается жестокий и уверенный в себе «падроне». Как власть, неограниченная, абсолютная, поглощает в человеке все лучшее, человеческое, бесповоротно втягивая его в безжалостную машину насилия...
Парадоксально, но именно этот фильм был в свое время обвинен некоторыми недалекими критиками в... пропаганде насилия и агрессии...
В перерыве между двумя «Крестными отцами» Френсис Коппола поставил один из лучших своих фильмов – «Разговор», в котором он обратился к проблеме нарушения суверенитета личности. Главный герой (Джин Хэкмен) этой психологической драмы с элементами триллера всю свою жизнь посвятил подслушиванию и тайной записи на магнитофон чужих разговоров. Однако в один прекрасный день он понимает аморальность и преступность своего бизнеса. Картина заслуженно получила гран-при Каннского фестиваля.
Четыре года ушло у Френсиса Копполы на съемки масштабного фильма «Апокалипсис сегодня», поставленного по мотивам романа Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Марлон Брандо сыграл здесь некого полковника Курца, который во время вьетнамской войны дезертировал из американской армии, чтобы основать в джунглях свое тоталитарное государство. На поиски мятежного полковника посылается группа захвата. Командир этой группы (Мартин Шин), преодолев все опасности пути, убивает Курца и... сам становится на его место. Таков был финал первого варианта «Апокалипсиса...», получившего «Золотую пальмовую ветвь» в Канне. В Москву Коппола привез фильм с другим финалом: убив полковника, герой выходил из его резиденции и бросал оружие, вслед за ним его примеру следовали и «подданные империи»... И в том, и другом варианте картина Копполы была впечатляющим антивоенным произведением большой философской и художественной силы.
Созданию этой масштабной работы Коппола отдал всю свою энергию, мощь таланта. Картина потребовала от него невероятного нервного напряжения. Вероятно, поэтому следующую свою он снял ленту совсем в ином жанр ретро-мюзикла, замешанного на любовной мелодраматической истории. В фильме «От всего сердца» режиссер решил поставить своего рода эксперимент - создать чуть ироничную, чуть ностальгическую стилизацию на тему голливудской поп-культуры. Отсюда и откровенно цитатный, простенький сюжет, действие которого разворачивается в роскошном Лас-Вегасе. Коппола словно приглашает зрителей поиграть в «киношку» - меняет жанры от мелодрамы к мюзиклу, от мюзикла - к комедии, акцентирует броские формальные эффекты: цветосветовые импровизации, видеокомпьютерное изображение, «клиповый» монтаж. Герои фильма, хотя их весьма эмоционально и живо играют известные актеры, для постановщика не более чем марионетки, куклы, которые послушно выполняют положенные им действия. Режиссер откровенно стоит над ними, он с улыбкой относится к их любоввлм неурядицам. Главное для Копполы - завораживающий карнавально-цирковой блеск зрелища-аттракциона «ретро» в стиле помпезно-наивных хитов 1950-х. И здесь я согласен с критиком Владимиром Дмитриевым: «От всего сердца» - по сюжету традиционнейшая чисто голливудская мелодрама, а по художественному замыслу - чрезвычайно запутанное произведение, чья «чистота» полностью закрыта многочисленными аллюзиями, ассоциациями и реминисценциями». Чего-чего, а намеков, цитат, ассоциаций в картине хватает с лихвой - от «Вест-Сайд стори» (1961) до «Лав стори» (1971)...
Конечно, глубокой социальной проблематики, реалистического отображения жизни в этой картине Френсиса Копполы нет. Но есть, на мой взгляд, богатый на выдумку анализ-пародия американского масскульта, своего рода «пастиш» с двойным дном. Возможно, именно потому кассовый успех на Западе у этой супер дорогостоящей картины Копполы был более чем скромный. Вложив в нее все заработанные на «Крестных отцах» деньги, режиссер полностью разорился, вынужден был продать свою студию и снять относительно дешевый фильм о молодежи 1950-х «Аутсайдеры», картину интересную в плане стилизации под кино тех лет (яркая цветовая насыщенность, педалированная объемность фигур и т.д.) и дебютов молодых актеров, вскоре ставших звездами (Том Круз, Пэтрик Суэйзи, Эмилио Эстевес и др.), однако, не слишком убедительную по большому счету искусства.Намного лучше удалось Копполе своеобразное продолжение «Аутсайдеров» - «Бойцовая рыбка». На сей раз режиссер обратился к традициям молодежного кино 1960-х, к стилистике черно-белых фильмов о летящих на мотоциклах парнях с длинными волосами, об их неприкаянности, одиночестве, поисках любви, дружбы, смысла жизни...
Замечательная игра Микки Рурка, Мэтта Диллана и Дениса Хоппера (того самого Хоппера, который поставил «Беспечного ездока», ставшего символом молодежного протеста 1960-х, и сыграл в нем одну из главных ролей), филигранная режиссура, оригинальный цветовой спецэффект (в черно-белом фильме появлялся неожиданный ярко-красный символ: аквариумные рыбки, беспомощно бьющиеся на земле) придавали фильму притягательную силу.
В 1984 году Френсис Коппола возвратился к гангстерской теме в стилизованной ретро-драме с элементами мюзикла «Клуб Коттон». В отличие от «Крестного отца» это был фильм-фантазия, фильм-спектакль, условность и «жанровость» которого постоянно подчеркивалась как изощренной режиссурой, так и ироничной актерской игрой Ричарда Гира, Грегори Хайнса, Даян Лейн, Боба Хоскинса и племянника Копполы Николаса Кейджа.
Потом была фантастическая комедия «Пегги Сью вышла замуж», в которой Коппола отправил героиню Кетлин Тернер во времена ее юности, в 1960 год, где, несмотря на взрослую внешность, она оставалась для всех окружающих малышкой Пегги... Получился забавный фильм, яркий, музыкальный, добрый, обаятельный.
Во время съемок следующего фильма - драмы «Сад камней», рассматривающей проблемы «пост-вьетнамского синдрома» американского общества, Копполу постигла беда: погиб его двадцатитрехлетний сын Джанкарло, на которого он, как и всякий отец, возлагал большие надежды. Семейная трагедия, бесспорно, не могла не сказаться на художественном результате: «Сад камней» не вышел на эстетический уровень «Разговора» или «Апокалипсиса»... Понадобилось несколько лет, чтобы боль утраты не так саднила сердце.
В «Крестном отце-3» дебютировала дочь Френсиса Копполы - Софи. Критики и зрители разошлись во мнениях по поводу её игры. Одним она показалась многообещающе талантливой, другим - заурядной. Так или иначе «киноклан» Копполы расширился...
Главным кассовым успехом Френсиса Копполы 1990-х стал роскошный фильм ужасов «Дракула Брэма Стокера», собравший таких звезд, как Гарри Олдмэн, Киану Ривз, Вайнона Райдер и Энтони Хопкинс. Изысканная стилистикой фильма, в некоторых эпизодах напоминающая «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна., безукоризненные спецэффекты, таинственная атмосфера, действия и эмоциональная игра актеров принесли картине популярность как среди широкой публики, так и среди знатоков, хотя среди последних не было единства. Успех вдохновил Копполу-продюсера: он увлеченно занялся проектом ещё одного фильма, ужасов – «Франкенштейн Мери Шелли», постановка которого былое поручена Кеннету Брэннаху.
В 1996 году Коппола снял комедию «Джек» с Робином Уильямсом в главной роли. Что дальше? Вернется ли Коппола-режиссер к социальной проблематике?

© Александр Федоров, 1996
Просмотров: 471
Рейтинг: 0
Мы рады вашим отзывам, сейчас: 0
Имя *:
Email *: