Знаменитый французский режиссер Франсуа Трюффо начинал как кинокритик, суровый ниспровергатель «устаревшего», «папенькиного» кино. Таким, по его мнению, был весь кинематограф, за исключением фильмов Альфреда Хичкока и некоторых других режиссеров, любящих эксперименты. Желая на практике показать, как же надо ставить настоящие фильмы, ведущий критик журнала «Кайе дю синема» Франсуа Трюффо вместе с Жаном-Люком Годаром и Клодом Шабролем возглавил яркое течение в мировом искусстве, названное «новой волной». Его основным творческим принципом стало обращение к жизни средних слоев общества, люмпенов, изгоев, эксперименты с формой и монтажом, съемки скрытой и ручной камерой.
В творчестве Франсуа Трюффо отчетливо можно различить 3 главных направления. Первое и, думается, самое важное из них - полуавтобиографический рассказ о своем поколении, стремление (по-своему уникальное в мировой практике) проследить в фильмах разных лет жизнь одного и того же героя - Антуана Дуанеля - от детства («400 ударов») и юности («Любовь в 20 лет») до службы в армии и первых самостоятельных взрослых шагов («Украденные поцелуи»). От первых лет супружества («Семейный очаг») до зрелости и этапа подведения итогов («Ускользающая любовь»). Во всех 5-ти фильмах сыграл один и тот же актер Жан-Пьер Лео, для которого Трюффо стал поистине крестным отцом в искусстве.
Второе направление в творчестве Франсуа Трюффо - тема детства. Сюда, кроме «400 ударов», входят драматическая история европейского Маугли «Дикий ребенок» и наполненная блистательными импровизациями картина о школьниках 1970-х «Карманные деньги».
И, наконец, вечная тема любви. Ей посвящены такие известные работы режиссера, как «Жюль и Джим», «Нежная кожа», «Сирена Миссисипи», «Зеленая комната», «Мужчина, который любил женщин», «Соседка». Интонация многих из этих фильмов иронична, насмешлива, полупародийна. И в то же время эти изысканные по форме и музыкально-пластическому решению картины наполнены грустью, философской печалью, ощущением невозвратимости прошлого и горечи потерь. В этом и состоит, на мой взгляд, притягательная магия Франсуа Трюффо - сценариста и режиссера.
Любовь к пародии, стилизации отразилась на режиссерском пути Трюффо, автора монографий о творчестве мастеров западного детектива и триллера, и впрямую: в лихо закрученных фильмах «Стреляйте в пианиста», «Новобрачная была в черном» и «Веселенькое воскресенье». Несколько особняком в творчестве режиссера стоит его «Последнее метро», признанное лучшим французским фильмом 1980 года. Это психологическая драма о времени немецкой оккупации Парижа, о неизбежности выбора, который должен сделать художник в творчестве и судьбе, о драматичной и страстной любви...
«Соседка», одна из последних картин Трюффо, отмечена тонким психологическим рисунком камерной мелодрамы. История любви инженера Бернара (Жерар Депардье) и начинающей писательницы и художницы Матильды (Фанни Ардан) выходит далеко за рамки тех банальных ситуаций супружеской измены, над которыми не раз подшучивал в своих прежних фильмах сам Франсуа Трюффо. Здесь любовь - всепоглощающая страсть. Полутона и затейливые узоры намеков, ассоциаций сменяются ближе к финалу сверхэмоциональной экспрессией, фатальностью трагической развязки.
Фанни Ардан стала подлинным открытием французского экрана. После сложной роли психически неуравновешенной, остро чувствующей призрачность короткого счастья Матильды, актриса сыграла в стилизации под «убийственные страсти» американских детективов и триллеров 1940-х «Веселенькое воскресенье» неунывающую, отважную и деятельную секретаршу агентства по продаже недвижимости Барбару. В опасной борьбе с преступниками Барбара спасает своего меланхоличного шефа (Жан-Луи Трентиньян), несправедливо обвиненного в нескольких убийствах. В этой изящной пародии, наполненной аллюзиями известных фильмов Хичкока, все время чувствуется ирония авторов по отношению к своим персонажам, да и к замысловатой фабуле, насквозь условной и намеренно хрестоматийной. Только в своеобразном эпилоге фильма Франсуа Трюффо позволяет себе выйти за рамки пародии, и в сцене, когда дети увлеченно играют в футбол упавшей деталью от фотоаппарата во время... бракосочетания в церкви, звучит лирическая тема.
Этот фильм, к несчастью, стал последним в жизни выдающегося мастера. 28 октября 1984 года Франсуа Трюффо скончался от неизлечимой болезни. Ему шел всего лишь 53-й год.